Вендоры толпятся у плиты

Российские и китайские производители бытовой техники интересуются покупкой и арендой мощностей LG, Bosch и Samsung в РФ, которые после начала военных действий на Украине остановили производство в стране или переориентировали его на экспорт. В числе возможных интересантов источники “Ъ” называют российские бренды Kuppersberg и Schaub Lorenz, которые пока занимают не более 1–2% рынка, и китайский Hisense. Переговоры по локализации их производства идут с Минпромторгом.

Источники “Ъ” на рынке бытовой техники рассказали, что ряд российских и китайских вендоров ведут переговоры об аренде и покупке российских заводов Bosch, LG и Samsung, ограничивших работу в стране после начала военной операции в 2022 году. Среди брендов, которые заинтересованы в мощностях, собеседники “Ъ” называют китайский Hisense (в РФ продает холодильники, стиральные машины, телевизоры и другую технику; владеет брендами Toshiba и Gorenje), российские Kuppersberg и Schaub Lorenz (холодильники, вытяжки, варочные панели и другая техника). Последние используют контрактное производство в разных странах, например Китае и Турции.

Об интересе нескольких российских производителей бытовой техники к мощностям LG, Samsung и Bosch в РФ слышал и коммерческий директор Holodilnik.ru Алексей Погудалов:

«Вендоры планируют не только производство под собственным брендом, но и размещение контрактного производства бывших владельцев заводов».

По его словам, компании обращались за консультациями в Минпромторг, но пока договоренностей достигнуть не удалось.

В Минпромторге “Ъ” заявили, что не могут комментировать планы коммерческих компаний по покупке мощностей в России, но «поддерживают локализацию высокотехнологичных производств».

В ООО «БСХ Бытовые Приборы» (производит Bosch в РФ) сообщили, что «не комментируют слухи». «Поставки временно приостановлены, производство находится в простое,— уточнили в ООО.— Компания изучает различные варианты дальнейших действий». В пресс-службе Samsung говорят, что предложений от претендентов не поступало. Гендиректор Kuppersberg Дмитрий Шашкин утверждает, что компания не обращалась к ушедшим вендорам об аренде или выкупе их производства, но рассматривает локализацию производства в стране и консультации с Минпромторгом идут. В Schaub Lorenz также уверяют, что не вели переговоры с ушедшими брендами. В LG и Hisense не ответили “Ъ”.

После начала военных действий на Украине южнокорейская Samsung объявила, что приостанавливает поставки в Россию (см. “Ъ” от 5 марта 2022 года). У Samsung есть завод в Калужской области по производству телевизоров, мониторов и стиральных машин. По данным официального сайта компании, на производстве работало около 1 тыс. чел. Позже “Ъ” выяснил, что производство Samsung в РФ полностью перешло на поставки на экспорт (см. “Ъ” от 1 июля 2022 года).

LG также ввел ограничения на поставки своей техники (см. “Ъ” от 18 марта 2022 года). Концерн владеет земельным участком в поселке Дорохово в Московской области площадью 102 тыс. кв. м, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». На нем стоит завод площадью 22 тыс. кв. м. В октябре “Ъ” выяснил, что концерн рассматривает возможность переноса производства в Казахстан или Узбекистан (см. “Ъ” от 21 октября 2022 года).

Немецкая Bosch не объявляла о прекращении поставок в РФ, но из-за экспортных ограничений ЕС завод компании в Санкт-Петербурге (общий объем выпущенной техники превышал 1 млн устройств в год) остановил работу (см. “Ъ” от 15 марта 2022 года). Российское подразделение немецкого бренда начало поиски покупателя на завод еще в августе (см. “Ъ” от 22 августа 2022 года).

Источник “Ъ” в российском ритейлере электроники говорит, что Hisense в основном представлена в РФ в сегменте телевизоров и климатической технике. По его словам, российский бренд Kuppersberg популярен в сегменте встраиваемой техники, в штуках занимает около 2–4% рынка. Schaub Lorenz же занимает около 1% в сегменте крупной и малой бытовой техники.

В «Ситилинке» отметили, что из-за снижения ассортимента продажи техники LG и Bosch снизились в 1,5 раза в штуках по сравнению с прошлым годом, а Samsung — более чем 1,5 раза: «Schaub Lorenz и Kuppersberg предлагают технику премиального сегмента, спрос на него ниже, чем на бюджетные модели».

Как в рынок бытовой техники РФ встраиваются китайские и российские бренды
Локализация производства необходима тем компаниям, которые планируют развиваться на внутреннем рынке РФ, отметил собеседник “Ъ” среди крупных дистрибуторов: «Импорт крупной бытовой техники массового сегмента уступает локальному производству по двум причинам — дорогая логистика крупногабаритных товаров и таможенные пошлины».

 

Источник: Коммерсантъ