Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

3 серия. Лихие девяностые: от справедливости по понятиям к сильному государству

Время чтения: 3 мин.
Просмотров: 26

Во время пандемии в обществе вырос запрос на справедливость — но понимаем ли мы, что это такое? РБК Тренды и инвестиционная компания А1 разбираются в истории понятия справедливости: какой ее видели наши предки, а какой видим мы? Что может сделать наше общество более справедливыми? Возможна ли справедливость в бизнесе, и если да, как она может выглядеть?

Свобода, торговля, возможности для всех: переход к рыночной экономике

В конце 1991 года Россия была на грани экономической катастрофы: прилавки магазинов пустовали, денег для закупки продовольствия за рубежом не хватало — надвигался голод. Старая система управления государством уже не работала. Президент России Борис Ельцин и вице-премьер правительства Егор Гайдар взялись за проведение спасительных реформ, которые должны были в короткие сроки привести страну к рыночной экономике. Общество ожидало от реформ избавления от дефектов социалистического устройства. Люди надеялись на новую справедливость: всеобщий свободный доступ к богатствам страны, создание новых рабочих мест, переход к обществу возможностей. Однако реальность не оправдала ожиданий.

«В деньгах сила, брат»: предпринимательство в 1990-е

В результате реформ начала 1990-х в свободной продаже появились товары, которые советский человек не мог приобрести ни за какие деньги. Вслед за дефицитом ушло в прошлое социалистическое неравенство, основанное на доступе к недостижимым ранее благам. Но одновременно с этим стремительно выросло неравенство по доходам: росли цены, бедность стала обычным явлением, появились и первые миллионеры. Россияне, еще державшиеся за советские представления о справедливом вознаграждении за труд, столкнулись с реальностью, где огромные состояния — это результат не честной упорной работы, а махинаций. Одним из центральных явлений 1990-х стало «силовое предпринимательство». Пришло время справедливости «по понятиям».

«Кусочек родины»: ваучерная приватизация

Летом 1992 года была принята государственная программа приватизации, вводились ваучеры. Они позиционировались как возможность для каждого участвовать в приватизации госимущества. Но власти не сумели объяснить населению суть реформы, и многие россияне не представляли, что делать с ваучерами, и эти бумаги стали продавать. В руках спекулянтов несколько тысяч таких финансовых документов представляли собой огромную сумму. Ваучерная приватизация привела к резкому обогащению узкой группы лиц. Передел фабрик и заводов сопровождался криминальными разборками и зарождением класса олигархов. В обществе появилось представление о нелегитимности большого дохода, недоверие к «верхушке бизнеса» и тесно связанной с ней власти.

«Черный август» 1998: дефолт

17 августа 1998 года в России назвали «черным» понедельником. В этот день правительство страны признало неспособность государства совершать выплаты и по внутренним, и по внешним долгам. Был объявлен технический дефолт, национальная валюта девальвировалась, курс рубля к доллару США рухнул. Резко упал уровень жизни, среди россиян началась паника. «Невидимая рука» рынка не смогла привнести в общество справедливость, урегулирование распределения богатств и уничтожение социального неравенства. Общество больше не устраивала ненадежная сила денег, и появился запрос на новую силу — в правде, олицетворенной сильным государством.

24.09.2020
Прозрачная экосистема перевозок
Как внедрение в работу сервиса «Яндекс.Маршрутизация», помогло компании «Балтика» вывести клиентский сервис на новый уровень
Можно ли преодолеть кризис доверия?
Какие меры следует предпринять руководителям, чтобы восстановить доверительные отношения между сотрудниками после пандемии. Кризис доверия - инструменты преодоления
15 методов для эффективного управления временем
Как правильно расставлять приоритеты, планировать дела и структурировать задачи – в обзоре самых популярных и действенных техник тайм-менеджмента
Бизнес нарастил обороты
«Финэкспертиза» опубликовала отчет о состоянии экономики РФ после коронавирусного спада
Как российская экономика пережила год с коронавирусом
Предприниматели из разных отраслей экономики подводят итоги года пандемии для бизнеса и анализируют полученные цифры
Как грамотный маркетинг помогает трансформировать компанию
Питер Уилтон, профессор в школе бизнеса Хааса поделился своим мнением о современном маркетинге и его будущем
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo