vk.com

Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Александр Ослон: «Кризис пандемический не является кризисом экономическим»

Время чтения: 3 мин.
Просмотров: 296

 

С самого начала пандемии Фонд «Общественное мнение» изучает то, как она влияет на все процессы в обществе: как меняется социум, что происходит с бизнесом, как изменилась повседневная жизнь людей. Результаты исследований социологи опубликовали отдельным изданием, а самыми яркими инсайтами делятся в спецпроекте «КоронаФОМ»(https://covid19.fom.ru). Теперь они доступны и пользователям #Трансформа1. Основатель и президент Фонда Александр Ослон рассказал о ключевых выводах, к которым пришли исследователи. 

 

  • Проект «КоронаФОМ» возник примерно 15 марта 2020 года, когда стало ясно, что пандемия пришла, мы уходим на удаленку, а в обществе происходит феноменальное социальное потрясение, которое нельзя не изучать

 

  • Первое, что мы сделали — запустили ежедневный репрезентативный опрос населения России. Он продолжается до сих пор. Кроме того, проводятся большие тематические опросы населения, огромное количество интервью с представителями разных социальных групп

 

  • Мы сразу выделили особые группы, понимая, что они будут играть особую роль: медики, руководители корпораций, предприниматели, а также социальные мыслители — те, кто пытался понять, что происходит (эксперты, исследователи, философы)

 

 

  • Ключевой вопрос: возникла ли в результате пандемии новая реальность, о которой все говорят? Наш ответ: безусловно, возникла и возникает. Но она создается не коронавирусом, а людьми: ее порождают меры против вируса и реакции на них общества. Эти меры затрагивают все уровни социальной жизни

 

  • Во-первых, микросоциальный уровень, — наша повседневная жизнь: новые правила, гигиеническая настороженность, запреты, ограничения на пространство, деятельность и т.д.

 

  • Во-вторых, на макросоциальном уровне пандемия усилила тренды, которые уже были, и создала новые: меняются нормы хорошего и плохого, происходит борьба правды и фейков. В результате возникает гигантская поляризация, возникает множество “миров”, взаимодействующих и противодействующих друг другу в обществе. Агрессия, хейтинг, буллинг, общая атмосфера негатива, подозрительности, настороженности, непонятного будущего

 

  • В-третьих, на наносоциальном — личностном — уровне мир снова стал «заколдованным». Возникают и распространяются сомнения в знаниях, науке, происходит девальвация авторитетов, экспертов, ученых. Наконец, наступает своего рода одичание: логика и рациональность отступают, приходит иррациональность

 

  • Если вы помните мультфильм «Ежик в тумане», то там все окутано туманом и непонятно, что происходит вокруг. Но иногда из этого тумана высовывается голова лошади и говорит: «Иго-го!» Вот и мы пытаемся оттуда, из этого тумана что-то пытаемся выхватить и понять

 

  • Например, в бизнес приходит осознание: руководители стали чаще искать смысл своей работы, они чувствуют ответственность за бизнес и, что интересно, за судьбу сотрудников. В малых предприятиях это вообще на первом месте. Этот тренд можно сформулировать двумя словами «спастись и спасти»

 

  • Еще пример: кризис пандемический не является экономическим. Он меняет экономическое устройство, но он его не сломал. Так произошло еще и потому, что государство приняло совершенно беспрецедентные меры: был фактически введен запрет на увольнения, и люди не потеряли работу

 

  • И наконец, пандемия вызвала к жизни особый антипандемический фольклор: ответом на вирусную инфекцию стали вирусные сетевые ролики. Они составили в нашем Проекте целый музей “сетевого народного творчества”
16.08.2021

Подпишитесь, чтобы получать больше информации о развитии российского бизнеса от #Трансформа1

Подписаться
Александр Арифов: «Нужно перестать бояться «расстроить акционера» и начать говорить о реальном положении дел»
Александр Арифов: «Нужно перестать бояться «расстроить акционера» и начать говорить о реальном положении дел»
Член экспертно-методического совета Банковского института НИУ ВШЭ Александр Арифов рассказал #Трансформа1 насколько эффективна коммуникация между МСП, банками и государством сейчас и зачем спасать небольшие предприятия
Анатолий Кучерена: «Сам факт конфликта снижает стоимость активов всех его участников»
Анатолий Кучерена: «Сам факт конфликта снижает стоимость активов всех его участников»
Адвокат и член Консультативного совета А1 Анатолий Кучерена рассказал #Трансформа1, как пандемия повлияла на уровень конфликтности в российском деловом сообществе, из чего складывается справедливое решение суда, как «новая этика» влияет на бизнес и почему к современное общество называют «казино-капитализм»
Тимур Артемьев: «Полёт Брэнсонса в сто раз важнее полёта Безоса, даже если тот улетит на Луну»
Тимур Артемьев: «Полёт Брэнсонса в сто раз важнее полёта Безоса, даже если тот улетит на Луну»
В интервью #Трансформа1 Тимур Артемьев рассказал, почему считает полет Брэнсона более важным для человечества и зачем инвестирует в проекты по освоению Луны. 
Майя Котляр: «В 2021 году с рынка уйдет 40-50% розницы»
Майя Котляр: «В 2021 году с рынка уйдет 40-50% розницы»
Основатель и руководитель компании MAYEL Travel Майя Котляр дала интервью #Трансформа1
Андрей Клюкин: «Возможно, «Дикая мята» должна была отмениться, чтобы вернуть нам веру в человечество»
Андрей Клюкин: «Возможно, «Дикая мята» должна была отмениться, чтобы вернуть нам веру в человечество»
Как живет фестивальная индустрия в России, #Трансформа1 рассказал генеральный продюсер «Дикой мяты» Андрей Клюкин
Алена Владимирская: «Моргенштерн пробивает дорогу равноправию на рынке труда»
Алена Владимирская: «Моргенштерн пробивает дорогу равноправию на рынке труда»
Автоматизация, комбо-режим и разнообразие. Хедхантер и HR-консультант Алена Владимирская рассказала #Трансформа1, как меняется рекрутинг в новых условиях
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo