Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Серия 8. Большие данные и ИИ: бизнес в эпоху цифровой трансформации

Время чтения: 4 мин.
Просмотров: 34

 

Во время пандемии в обществе вырос запрос на справедливость — но понимаем ли мы, что это такое? РБК Тренды и инвестиционная компания А1 разбираются в истории понятия справедливости: какой ее видели наши предки, а какой видим мы? Что может сделать наше общество более справедливыми? Возможна ли справедливость в бизнесе, и если да, как она может выглядеть?

 

Борьба за большие данные

 

Пандемия коронавируса стала очередным толчком к технологической трансформации общества. Финансы, образование, медицина — все главные сферы нашей жизни стремительно оцифровываются. Приложения, камеры слежения, системы распознавания лиц, электронные удостоверения — каждый день современный человек сталкивается с системами, собирающими о нем информацию.

Еще недавно для бизнеса первостепенное значение имели традиционные активы: имущество, капитал, интеллектуальная собственность. Сегодня на передний план вышли большие данные. Компании собирают о нас любую информацию: имя, место жительства и работы, фотографии лица и отпечатки пальцев, предпочтения и привычки. Чем больше информации о клиенте есть у корпорации, тем ей проще вести бизнес. В будущем, когда значение big data только возрастет, за доступ к данным может начаться ожесточенная борьба. Но справедливо ли это право компаний на нашу личную информацию?

 

«Ничего нового с точки зрения борьбы людей за равный доступ к благам, которая идет много тысяч лет, не будет — просто предмет этой борьбы изменится. С моей точки зрения, главный социальный конфликт текущего века будет вокруг данных. Это будет действительно социально-политический конфликт. Такой же, какой был времен расцвета социал-демократии, когда люди боролись за доступ к средствам производства, промышленному оборудованию. Такой же конфликт будет вокруг данных. Конкурировать будут три силы: государство, корпорации и люди», — считает генеральный директор АО «Почта России» Максим Акимов.
 

В будущее возьмут не всех

 

Новый технологичный мир, на пороге которого мы оказались, помимо возможностей, принес с собой и проблему справедливого доступа к ресурсам и баланса в обществе.

 

Если роботы повсеместно заменят людей, то чем займутся 10 млрд человек, которые будут жить на земле к 2050 году? Роботы возьмут на себя все рутинное и опасное, а у людей повысится уровень жизни, сократится рабочий день и появится больше возможностей для творчества — таков оптимистичный взгляд на высокотехнологичное будущее.

 

Но есть проблема: непонятно, как достичь цифрового рая там, где сегодня даже нет интернета. Развивающиеся страны сильно отстают от развитых государств, переживающих рост технологий, и сократить этот разрыв невероятно сложно. Можно надеяться, что роботы и алгоритмы принесут в мир равенство и справедливость, но вероятен и другой сценарий: те, кто сейчас имеют доступ к технологическим ресурсам, в будущем станут еще более влиятельными, в то время как бедные будут беднеть еще больше.
 

Мораль компьютера

 

Что роботы умеют уже сегодня? Почти все. Беспилотные автомобили, роботы-сиделки, бытовая техника умного дома со временем становятся чем-то большим, чем просто удобными гаджетами. В руках роботов и их создателей оказывается наша жизнь. Чем больше сфер человеческой жизни оцифровано, тем большее значение приобретают вопросы этичности, морали и степени доверия к машинам. Может ли компьютер быть объективным? Принимает ли ИИ справедливые решения? Кто будет нести ответственность за негативные последствия?

 

«Если смотреть на те проблемы, которые связаны с современным периодом развития человечества, первая и ключевая, с моей точки зрения, связана с определением пределов ответственности разработчиков и владельцев систем ИИ за те решения и действия, которые эти системы принимают», — считает управляющий партнер Dentons, один из разработчиков первого в России законопроекта о робототехнике Виктор Наумов.

 

В ближайшие десять лет алгоритмы будут идти с нами по жизни рука об руку: управлять карьерой, предлагать товары, выбирать спутника жизни. Сейчас как никогда остро встает вопрос степени доверия к машинам. Насколько справедливы решения ИИ в отношении отдельного человека? Корректные ли данные использовались при обучении машин? Кто будет нести ответственность за последствия? Высокотехнологичное будущее уже не за горами — чтобы построить справедливые связи между государством, бизнесом, и обществом, искать ответы на эти вопросы нужно уже сегодня.

16.12.2020
Укрепление доверия к бизнес-экосистемам
Институт Хендерсона (BCG Henderson Institute, BHI) провел одно из первых глобальных исследований, посвященных фактору доверия в бизнесе
Как будет выглядеть «новая реальность» после пандемии
Аудиторская компания KPMG опубликовала данные опроса «Outlook Pulse Survey» в котором участвовали 500 топ-менеджеров со всего мира
Прозрачная экосистема перевозок
Как внедрение в работу сервиса «Яндекс.Маршрутизация», помогло компании «Балтика» вывести клиентский сервис на новый уровень
Можно ли преодолеть кризис доверия?
Какие меры следует предпринять руководителям, чтобы восстановить доверительные отношения между сотрудниками после пандемии. Кризис доверия - инструменты преодоления
15 методов для эффективного управления временем
Как правильно расставлять приоритеты, планировать дела и структурировать задачи – в обзоре самых популярных и действенных техник тайм-менеджмента
Бизнес нарастил обороты
«Финэкспертиза» опубликовала отчет о состоянии экономики РФ после коронавирусного спада
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo