Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Большинство компаний убьет цифровизация

Время чтения: 5 мин.
Просмотров: 149

 

  • В последние годы в связи с резким скачком в мире высоких технологий, появилась тенденция к падению доходов у многих, в том числе преуспевающих компаний. Например, страдает медиаиндустрия, в которой доходы от продаж реальных товаров (аудио, видео форматов, печатных изданий) резко сократились после того, как получить тот же контент стало возможно на интернет-площадках бесплатно, либо за символические деньги. Благодаря новым технологиям произошла глобализация рынка (продавец получил возможность добраться до покупателя в любой точке мира), но одновременно с этим образовалась и высококонкурентная среда практически во всех сферах бизнеса, поскольку все компании перешли на цифровой режим работы

 

  • Высокая конкуренция привела к необходимости снижать цены, что выгодно для покупателя, но убыточно для продавца. Следует отметить, что это нормальная тенденция в экономике, которая всегда развивается в направлении повышения эффективности, тогда как цифровизация лишь прибавляет скорости происходящим процессам.  Рост экономической эффективности у цифровых товаров, состоящих из битов, происходит гораздо быстрее, чем у материальных, состоящих из атомов, поскольку первые практически бесплатны, а вторые имеют цену, которую трудно снизить, ведь в нее заложена себестоимость продукта. Хлеб бесплатным не бывает, в отличие от приложений в телефоне

 

  • Внедрение новых технологий, в частности автоматизация производства, имеет и еще один неблагоприятный аспект: сокращение рынка труда, что в свою очередь, приводит к негативным социальным последствиям. Внедрение роботов уже привело к сокращению рабочего персонала, а в настоящее время под угрозой оказываются и служащие (банков, госструктур и т.д.). Все меньше на рынке предприятий и организаций, в которых человек может рассчитывать на долговременную работу. Нестабильность работы компаний приводит к нестабильности в трудоустройстве. Конечно, создаются и новые рабочие места, но переобучение на востребованных в наше время специалистов могут позволить себе далеко не все желающие. Возможно, в ближайшем будущем компании, неспособные перейти на digital-технологии, будут вытеснены с рынка. Так, уже в настоящее время, часть проблем индустрии туризма связана именно со сложностями цифровой трансформации

 

  • Появилась еще одна «опасная» для бизнеса digital-технология так называемых цифровых двойников. Суть ее заключается в том, что создается электронная модель продукта, которая потом внедряется в жизнь. Причем эта технология активно применяется различными компаниями, в том числе и производственными, об этом говорит оценка рынка цифровых двойников в $3,8 млрд, проведенная в 2019 году. Спрос на рынке интернет-продуктов привел к созданию специальных платформ (например, MindSphere от Siemens), которые получают и обрабатывают данные интернет вещей. Цифровые двойники настолько быстро совершенствуются, что в скором времени смогут изменить облик городов

 

  • Например, в Сингапуре данная технология была запущена в 2019 году. Вначале в программу вводились сведения городской инфраструктуры (данные кадастровых карт, схем водоснабжения, транспорта, средств коммуникации и т.д.), что позволило в режиме онлайн моделировать строительство, трафик движения, чрезвычайные ситуации. Например, проект строительства в Сингапуре нового торгового центра городские власти отрабатывают сначала на электронной модели, что позволяет выявить, как впишется облик нового здания в архитектуру, как скажется на городском трафике новый поток посетителей торгового молла, учтены ли в его проекте чрезвычайные ситуации и т.п. Естественно, решение всех спорных моментов и прогнозирование проблем заранее дает отличный результат. И чем больше сведений заложено в цифровую модель, тем достовернее двойник 

 

  • У моделей в цифровом мире много преимуществ: создавать их гораздо быстрее и проще, и получаются они более точными, чем в мире материальном (в котором надо собирать статистические данные, обрабатывать их). Электронные данные поступают из множества источников, и даже если один из них неточен, то искусственный интеллект способен нивелировать погрешности. Весьма востребованной оказалась новая технология распознавания лиц, ее внедряют Китай, Южная Корея, Сингапур и многие другие страны. Например, система распознает покупателя уже на входе в магазин и начинает вести с ним диалог, как со старым другом, одновременно предлагая товары, которые, по мнению искусственного интеллекта, могут заинтересовать клиента

 

  • В сферах менеджмента и управления цифровые двойники также находят применение, поскольку они способны отобразить компетенции и быстро подобрать специалистов для любого нового проекта. Единственное, что пока сдерживает рост повсеместного применения электронных моделей – требование по защите персональных данных. В сфере производства также идет переход к digital-технологиям, ряд компаний активно применяет новшества. Промышленные предприятия, специализирующиеся на изготовлении бытовой техники, мебели, автомобилей постепенно расширяют масштабы использования цифровых разработок.  Показателен опыт IKEA при проектировании и производстве мебели, компания уже давно предоставляет своим клиентам возможность увидеть, как мебель будет смотреться в их доме

 

  • Если правительство заинтересовано в скорейшем внедрении современных технологий (финансирует создание электронных моделей, создает инфраструктуру, предоставляет право на использование цифровых двойников заинтересованным лицам и т.д.), стимулируя рост бизнеса, то цифровизация происходит быстрее. Например, в городе Тренто (Италия) с помощью региональных властей создана система Open Data Trentino, в которой в открытом доступе размещены данные большинства компаний. Ежегодно устраивается форум, в котором принимают участие предприниматели с разных уголков мира, желающие предложить городу новые сервисы и услуги

 

  • Угроза распространения инфекции стимулировала применение digital-технологий при удаленной работе, дистанционном обучении, проведении медицинских консультаций в онлайн-режиме. Эти инструменты отлично себя зарекомендовали и не вызывает сомнений, что они крепко укоренились в современном мире. Подразделения таких бизнес-гигантов, как Philips, Nokia, Apple, General Electric, занимающиеся направлением в сфере здравоохранения, очень активно проводят цифровую трансформацию

 

  • Появляются и совершенствуются новые технологии, позволяющие полноценно работать удаленно: Zoom, Teams, Webex сейчас на слуху практически у всех. Система образования, используя эти механизмы для дистанционного обучения, планирует их использовать и в постковидном пространстве. Идет активная работа над решением проблемы контроля качества онлайн-обучения: экзамен становится не репрезентативным инструментом оценки качества, а значит необходима другая модель образования, в которой будет обеспечен постоянный контакт преподавателя с учеником, что потребует увеличения количества учителей. Таким образом, технологии, процессы, сервисы, протестированные во время пандемии и доказавшие свою эффективность, несомненно, останутся востребованными в нашей дальнейшей жизни

 

Роберто Саракко – эксперт по технологическому развитию. Входит в руководство крупнейшей в мире ассоциации специалистов в области техники IEEE (штаб-квартира в Нью-Йорке). Автор множества научных статей и 14 книг. Ведет магистерский курс по технологическому прогнозированию и влиянию на рынки в Трентском университете (Италия).

18.03.2021
Пандемия стала катализатором гендерного равенства в бизнесе
Опрос, проведенный компанией KPMG, выявил глобальные перспективы развития для женщин-руководителей в ближайшем будущем
Подготовиться к резкому росту онлайн-заказов было невозможно
Гендиректор «Metro Cash & Carry Россия» Мартин Шумахер рассказал о развитии продуктового ритейла в условиях пандемии
«Люди все равно будут хотеть ходить в магазины»
Глава X5 Retail Group Игорь Шехтерман – о регулировании продуктового рынка, рисках для ретейла и главных уроках, которые вынес бизнес из пандемии
На пивном рынке наметилась поляризация спроса
Президент AB InBev Efes Дмитрий Шпаков, рассказал об изменении потребительских предпочтений, конкуренции, онлайн-торговле в сегменте слабоалкогольных напитков
Бренд для компании – как флаг для государства
10 принципов которым неукоснительно следует глава «японской Amazon» и миллиардер Хироси Микитани
Как поменялось отношение к удаленке у сотрудников и их руководителей
В ходе опроса, компания Microsoft выявила основные проблемы удаленной работы
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo