Бренд для компании – как флаг для государства
- Японский предприниматель и глава фирмы Rakuten Хироси Микитани, всегда предпочитал думать глобально. Это, по-видимому, и стало причиной того, что в 2010 году он заявил об обязанности своих сотрудников знать и общаться на рабочем месте только с помощью английского языка. Переход в делопроизводстве на иностранный язык дался непросто персоналу компании Rakuten, но впоследствии ее примеру последовали и другие японские фирмы. Для Микитани главное в бизнесе – это скорость. Это утверждение актуально в отношении любого процесса, проводимого руководством. «Если начиная то или иное предприятие действовать осторожно, то конкуренты обязательно воспользуются этим и обойдут вас на повороте», — уверен бизнесмен. Чтобы этого не случилось, обычной практикой в компании стало сокращение сроков выполнения того или иного проекта в два раза
- Второй элемент успеха – терпение, считает Микитани. Не стоит ожидать, что сразу после выхода на рынок придет благополучие. Прибыль не всегда является основной мотивацией для развития компании, необходимо ориентироваться на создание прочного фундамента в работе. Основное слагаемое лидерства на рынке – сбалансированность в своих действиях. Все эти основополагающие понятия глава Rakuten определил для себя еще во время учебы в Соединенных Штатах. «В США ты быстро можешь достигнуть положения в обществе, если тебе удастся основать собственную компанию, продвинуться в стартапе или выгодно инвестировать средства», — считает японский предприниматель
- Свое первое предприятие Микитани основал только в 32 года, что по устоявшимся понятиям Кремниевой долины – достаточно поздно. Для этого ему потребовалось сменить свою карьеру, отказавшись от профессии инвестора. «Необходимо уйти с проторенной дороги и развиваться в новых условиях. Научитесь привыкать к постоянным изменениям в своей деятельности и это станет для вас главной мотивацией при достижении успеха в будущем», — советует основатель Rakuten. Чтобы исчез страх, он советует пойти на довольно необычный шаг и написать собственный некролог. Такой шаг позволит поступать «от обратного», станет отличным поводом для принятия новых решений в карьерном росте
- Не станет излишним на этом пути и наличие партнера, с которым вы время от времени будете вести дискуссии о развитии бизнеса или просто обмениваться суждениями и спорить о путях достижения успеха. Порой это может быть гораздо более продуктивным шагом, чем тратить время на разговоры о текущих делах или комментировать приказы начальства. Микитани считает необходимым вести время от времени подобные беседы и сам тратит на это уйму времени. Это является основной причиной того, что бизнесмен предпочитает офисную работу удаленному режиму
- Оптимальная организация пространства в офисном помещении позволяет найти необходимые формы взаимодействия между сотрудниками и экономит время для принятия важных решений в самой компании. В помещении, где располагается Rakuten, отсутствуют стены и перегородки: нет личного кабинета и у самого главы фирмы. Иногда не хватает и достаточного количества стульев – это сделано для того, чтобы совещания не превращались в бесконечные посиделки. Кроме этого, в офисе не выделены помещения для организации переговорных комнат. Эти процессы, чаще всего, проходят в специальных зонах, увешенных экранами для удаленной связи
- Другим нововведением в работу Микитани сделал уборку офисного пространства каждый вторник силами самого коллектива компании. Глава фирмы находит это предприятие забавным и одновременно важным с точки зрения расстановки приоритетов среди сотрудников. Чистота на рабочем месте – это не просто отсутствии грязи, но еще и уважение к клиентам компании и собственному рабочему месту. «О том, как идут дела в гостинице, принято судить о состоянии служебных помещений. Похожая ситуация и у нас в компании: все сотрудники приучены тщательно следить за каждой деталью своей работы», — полагает руководитель Rakuten
- Десять принципов для жизни и работы от Хироси Микитани:
- Как не существует абсолюта в жизни: так и не бывает единственно верного решения в бизнесе;
- При отборе стратегических целей обращайте внимание на самые амбициозные;
- Научитесь видеть разницу между командой единомышленников и просто группой людей;
- Движение вперед возможно только при наличии трех составляющих: правильного настроя, необходимых навыков и потребности в постоянном самообразовании;
- Всегда работайте над улучшением того, что вы делаете. То, что получилось однажды, не значит что будет срабатывать всегда: ищите новые формы воплощения задуманного;
- Основа любой компании – это ее бренд. Он символизирует собой наличие флага у любой страны;
- Цифровизация будет основным трендом для развития еще в течение многих лет. Именно благодаря ей бизнес смог выйти из под опеки государства и его властей;
- Интернет, безусловно, является важным кладезем информации, используемой при принятии решений. Однако основным фактором здесь все равно останется человеческий фактор;
- Чтобы правильно мыслить, необходимо действовать – а не наоборот;
- Процесс самосовершенствования не должен прекращаться ни на минуту: это то, что остальные любят называть удачей.
Хироси (Мики) Микитани — основатель и глава холдинга Rakuten. Родился в 1965 году в Кобе, Япония. Изучал коммерцию в Университете Хитоцубаси, в 1991-м получил степень MBA в Гарвардской школе бизнеса. С 1988 по 1996 год работал в Промышленном банке Японии, откуда ушел, чтобы основать собственное консалтинговое агентство Crimson Group. В то же время начал инвестировать в разные ИТ-проекты. В 1997 году вместе с тремя партнерами основал маркетплейс Rakuten. Компания провела IPO в 2000-м. Сейчас маркетплейс работает в 29 странах. Фирму часто называют «японской Amazon»: помимо e-commerce у Rakuten есть финтех-сервисы, платформы для бронирования отелей и доставки готовых блюд, СМИ, мобильный оператор Rakuten Mobile, мессенджеры и др. Микитани также принадлежат футбольный клуб Vissel Kobe и бейсбольный клуб Tohoku Rakuten Golden Eagles. Входит в совет директоров сервиса такси Lyft. Кавалер ордена Почетного легиона. Занимает шестую строчку в рейтинге самых богатых людей Японии. Forbes оценивает его состояние в $7,7 млрд.