vk.com

Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Чем живет малый бизнес

Время чтения: 4 мин.
Просмотров: 70

Какие проблемы актуальны для предпринимателей и как меняются условия для развития малого бизнеса

 

Источник: к-ФОМ

 

Число занятых на предприятиях малого бизнеса в России составляет около 15,5 млн человек. Во время пандемии (и за последние годы в целом) предпринимателям пришлось столкнуться с рядом проблем. Рассмотрим, какие из них представляются участникам исследования наиболее важными и как они оценивают условия для ведения бизнеса.

 

Согласно результатам опроса, на первом месте для предпринимателей оказалась проблема высоких налогов – ее выбрал из предлагавшегося перечня (можно было указать не более трех позиций) 61% опрошенных. С начала пандемии выручка предприятий упала или вовсе отсутствовала, но и с возобновлением деятельности им было сложно восстановить доковидный уровень прибыли. Несмотря на то что предприниматели могли получить отсрочки по налоговым платежам и другие льготы, можно предположить, что необходимость платить налоги в обычном объеме стала проблемой для многих из них.

 

На втором и третьем местах оказались проблемы бюрократизации и частых изменений в налоговом законодательстве (55 и 48% соответственно). Только 10% от всех опрошенных сказали, что ни с одной из перечисленных проблем они не сталкивались.

 

Чем живет малый бизнес

 

Если говорить о динамике событий, почти половина опрошенных (44%) отметила, что в последние месяцы условия для ведения бизнеса ухудшаются, 48% изменений не видят, лишь 4% наблюдают положительные сдвиги.

 

Чем живет малый бизнес

 

Представления об изменении условий для развития малого бизнеса зависят от мотивов ведения бизнеса. Среди тех, для кого бизнес – это в первую очередь возможность прокормить себя и семью, немало отмечающих ухудшение условий для занятия бизнесом (49%). Большинство предпринимателей с мотивом получения высокого дохода (64%) не заметили изменений в условиях за последние месяцы, как и почти половина предпринимателей, для которых основной мотив ведения бизнеса – самореализация (49%).

 

Чем живет малый бизнес

Оценка условий для развития малого бизнеса зависит и от материального положения. Среди предпринимателей с очень плохим и плохим материальным положением тех, кто отмечает ухудшение ситуации, значительно больше, чем по выборке в целом (59% против 44%). Предприниматели с хорошим материальным положением чаще отвечают, что ситуация за последние месяцы не изменилась (54% против 48% по выборке).

 

Можно предположить, что у более обеспеченных предпринимателей к началу пандемии была финансовая подушка, которая позволила им поддерживать существование бизнеса. Предприятия, такого подспорья не имевшие, сразу оказались на грани закрытия и, соответственно, интерпретировали динамику условий для развития бизнеса как негативную.

 

Чем живет малый бизнес

 

Итак, можно заметить, что большинство представителей малого бизнеса не отмечают позитивных сдвигов в условиях для развития собственного дела за последнее время. При этом негативные изменения больше коснулись тех предпринимателей, которые оценивают свое материальное положение как плохое, и тех, для кого собственное предприятие – это в первую очередь способ прокормить себя и свою семью.

 

Источник данных

Панельное исследование предпринимателей малого бизнеса. По состоянию на июль 2021 года панель включала в себя свыше 3155 человек, которые отнесли себя к предпринимателям. На основе Панели Малого Бизнеса была сделана случайная выборка из 580 человек для телефонного опроса, проведенного в июле – августе 2021 года.

29.09.2021

Подпишитесь, чтобы получать больше информации о развитии российского бизнеса от #Трансформа1

Подписаться
Россияне – о трудовых перспективах: сентябрь 2021 года
Россияне – о трудовых перспективах: сентябрь 2021 года
Опасения относительно потери работы и сокращения зарплаты из-за пандемии
Материальное положение россиян: сентябрь 2021 года
Материальное положение россиян: сентябрь 2021 года
Динамика ситуации с доходами и практиками экономии
Наталья Шипшилей: «Наш бизнес продемонстрировал устойчивость»
Наталья Шипшилей: «Наш бизнес продемонстрировал устойчивость»
Основательница сервиса «Собака-гуляка» Наталья Шипшилей – о принятии быстрых решений, восстановлении спроса на услуги и трендах пандемии
Индикаторы экономических последствий пандемии: сентябрь 2021 года
Индикаторы экономических последствий пандемии: сентябрь 2021 года
Что происходит с ИПН и его составляющими
Денис Мизунский: «Важно выстраивать долгосрочные отношения с клиентами»
Денис Мизунский: «Важно выстраивать долгосрочные отношения с клиентами»
Владелец финансовой компании Active Денис Мизунский – о поддержке сообщества, предпринимательской культуре и последствиях пандемии
Лилия Егорова: «В пандемию люди стали больше задумываться о здоровье»
Лилия Егорова: «В пандемию люди стали больше задумываться о здоровье»
История компании «Копорский Иван-Чай» началась в 2014 году, когда предприниматели Лилия Егорова и Махмаюнус Каримов решили возродить производство исконно русского напитка в селе Копорье под Санкт-Петербургом
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo