Медиапортал
о трансформации
российского бизнеса
Что необходимо помнить и чем руководствоваться при цифровизации бизнеса
C приходом коронакризиса в бизнесе стал популярен термин «цифровая трансформация». Сегодня отношение в деловой среде к ней двоякое: кто-то считает ее чуть ли не панацеей для сохранения устойчивости на рынке в современных условиях, а у кого-то она вызывает чувство отторжения из-за перспектив глобальных изменений в давно отстроенных бизнес-процессах. Так или иначе, но, по мнению экспертов рынка, процесс цифровизации необратим, и те из компаний, кто на первоначальном этапе будут игнорировать его, через некоторое время рискуют оказаться в числе безнадежно отставших.
Чтобы попытаться решить дилемму, следует детально изучить опыт компаний, которые успешно изменили свой бизнес с помощью цифровых технологий. Цифровая трансформация не только позволила им оптимизировать внутренние процессы в работе, но и расширить рынки сбыта своей продукции, оперируя лишь собранными данными о предпочтениях потенциальных клиентов и оставаясь в физических рамках прежней локации.
Однако, чтобы лучше понять, что такое цифровая трансформация и оценить ее влияние на повседневную жизнь бизнеса, необходимо подобрать определение этому термину.
Вероятно, самую исчерпывающую формулировку цифровой трансформации дали аналитики из Boston Consulting Group (BCG), сделав акцент на использование цифровых технологий:
«Цифровая трансформация — это максимально полное использование потенциала цифровых технологий во всех аспектах бизнеса»
Эксперт по анализу данных из агентства Rufus Leonard смещает фокус в своих словах на масштабы изменений, определяя термин «цифровая трансформация» следующим образом:
«Цифровая трансформация бизнеса — масштабное изменение, затрагивающее весь набор функций предприятия: от автоматизации закупок до продаж и маркетинга, которое влияет как на изменение операционной модели, так и на всю инфраструктуру предприятия. Она базируется на цифровых технологиях и протекает под воздействием трех основных условий: изменения запросов пользователей, развития технологий и усиления конкуренции»
Весьма лаконичное понятие «цифровой информации» содержится в отчете Глобального центра по цифровой трансформации бизнеса:
«Это путь к внедрению цифровых технологий и бизнес-моделей для повышения производительности в количественном выражении»
Более пространное толкование этого термина высказывает СЕО консалтинговой компании KMDA Владимир Рыжков:
По его словам, цифровая трансформация бизнеса – это «изменение мышления бизнеса в новых условиях цифровой экономики, драйвером которого выступает современный потребитель и меняющаяся культура коммуникаций»
Похожий тип определения приводит в своей статье и Д. Террар, аналитик компании Agile Elephant:
«Цифровая трансформация – это процесс перехода организации к новым способам мышления и работы на базе использования социальных, мобильных и других цифровых технологий. Эта трансформация включает в себя изменения в мышлении, стиле руководства, системе поощрения инноваций и в принятии новых бизнес-моделей для улучшения работы сотрудников организации, ее клиентов, поставщиков и партнеров»
Читайте статью по теме:
Директор Центра прогнозирования ВШЭ: «Тотальная цифровизация неизбежна»
Осуществление процесса цифровой трансформации экономики в практической плоскости включает в себя несколько взаимосвязанных этапов, которые стоит рассмотреть внимательно при совершении глобальных изменений в бизнесе. Ученые из компании Capgemini Consulting и MIT Sloan School of Management (Школа менеджмента при Массачусетском технологическом институте) провели исследование, в течение которого было опрошено 157 топ-менеджеров из 50 компаний с годовой выручкой не менее $1 млрд. каждая.
Благодаря консолидированному мнению респондентов, исследователи выявили девять основных стадий в деятельности компании, способных стать точками роста для проведения полномасштабной цифровой трансформации бизнеса. Для удобства они были разделены на три ключевые области:
При глобальных изменениях особое значение приобретает систематизация принимаемых решений и их внедрение в работу. Хаотичное метание в процессе цифровой трансформации компании способно нанести непоправимый вред и свести на нет все ранее предпринятые усилия. На этом этапе можно выделить два основных подхода к планируемым изменениям по цифровизации бизнеса:
В обоих случаях необходимо соблюсти алгоритм действий, который будет влиять на принятие решений, и поможет внедрению цифровой трансформации в любой последовательности – как от компаний к технологиям, так и обратно:
Среди организаций, успешно осуществивших цифровизацию своей деятельности, традиционно лидируют компании, работающие в сфере B2C. Это прежде всего: ретейл, страховые услуги, кредитные организации, медиа и сфера телекоммуникаций. Так, если недавно люди в основном получали основной поток информации через печатные журналы и газеты, то с приходом цифровых платформ ситуация изменилась. Теперь общество предпочитает черпать новости из сети, в любое время и из любого места.
Эта тенденция касается и рынка кинопродукции. Если еще несколько лет назад киноновинки сначала демонстрировались в кинотеатрах, то сегодня фокус зрителей сместился к онлайн-платформам, где можно в любой момент заказать самые свежие фильмы и сериалы. В связи с пандемией и сфера ретейла видоизменилась – теперь они пришли практически в каждый дом, организовав бесперебойную доставку продуктов и услуг. Продолжать список можно и дальше, но уже сейчас понятно, что без внедрения новых цифровых технологий бизнес рискует остаться за порогом нового цифрового мира будущего.
Автор статьи: Алексей Филимонов
Подпишитесь, чтобы получать больше информации о развитии российского бизнеса от #Трансформа1
Подписаться