Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

COVID-19 меняет правила

Время чтения: 4 мин.
Просмотров: 48

 

  • Пандемия прибавила работы советам директоров. Если раньше алгоритм их действий не представлял особой сложности, то с приходом кризиса им приходится идти на непопулярные меры и сокращать выплату дивидендов для акционеров. Такие решения часто вызывает дополнительные дискуссии и нередко приводят к взаимоисключающим выводам. Кроме финансовой составляющей в процессе обсуждения возникает еще и вопрос репутации компании, которая напрямую зависит от выполнения взятых на себя обязательств. Как поступить в такой ситуации и соблюсти интересы обеих сторон?

 

  • В Европейских странах после рекомендаций местных центробанков большинство компаний выступили за сокращения выплат во время пандемии. В США же, несмотря на негативное отношение со стороны властей, крупные компании и банки решили сохранить размер дивидендов на прежнем уровне. Проблема финансовых выплат не является единственным последствием Ковид-19. Повышение социальной ответственности и следование интересам общества в ущерб своей выгоде — вот лишь малая толика новых требований, которые осложнили работу советов директоров в постковидое время и подвергли сомнению классическую модель управления, как единственно возможную при данных обстоятельствах

 

  • Общественная значимость компании становится прерогативой в ее деятельности, отодвигая в сторону финансовые интересы акционеров и в связи с этим требует новых моделей в управлении, призванных соблюдать взаимные интересы как бизнеса, так и социума, в котором он существует. Заботясь о социальной составляющей своего бизнеса, акционеры повышают его капитализацию в долгосрочной перспективе, сохраняя лояльность к бренду со стороны потребителей. Станет ли пандемия поворотным пунктом для изменения практики управления советами директоров своим бизнесом? Ниже приводится пять возможных сценариев развития в работе управленческого аппарата, которые могут привести к трансформации старых методов работы в этой сфере

 

  1. Сбалансированный подход. В сложившихся обстоятельствах должны соблюдаться интересы всех социальных групп, принимающих участие в повышении добавленной стоимости продукта компаний: покупателей, сотрудников, поставщиков, акционеров и общественных объединений. Отсутствие приоритетов в этом ряду поможет проводить сбалансированную политику в отношении каждой из групп и соблюсти баланс в принятии решений. В этом вопросе советы директоров должны выступить в роли модераторов при трансформации практики принятия своих решений. При обсуждении общих вопросов на итоговых собраниях необходимо предоставить слово всем категориям стейкхолдеров и попытаться учитывать их мнение при итоговом решении
  2. Взаимодействие бизнеса и общества. Ковид-19 вначале расценивался большинством участников рынка лишь как угроза обществу. С распространением вируса, «под огонь» попали также бизнес-интересы компаний и крупных производств. В результате коронавирус привел к системному кризису и невольно объединил бизнес и общество, «посадив» их вместе в одну лодку. В сложившейся ситуации однобокие решения, принятые только в интересах одной из сторон, невольно приведут к дисбалансу в глобальном масштабе и неоправданным рискам. Усилившаяся в последнее время социальная составляющая в действиях бизнеса призвана «погасить» взбудораженность общества и исключить дополнительные риски при масштабировании социальных проблем
  3. Дифференцированный подход к компенсации труда. Несоразмерность оплаты труда неизбежно приводит к перекосам во взаимоотношениях между топ-менеджерами и остальными сотрудниками компаний. Игнорирование вопросов справедливости при назначении денежной компенсации для персонала может вылиться в понижение эффективности их деятельности. В этих условиях советам директоров необходимо взять на вооружение новые индикаторы для определения результативности в работе. В их число должен входить не только принесенный доход тем или иным сотрудником, но и неукоснительное выполнение им своих обязанностей по отношению к окружающей среде и вовлеченность в социальную повестку компании
  4. Взвешенное принятие решений. Новые времена создали новые прецеденты в решении советов директоров. Включение морально-этических аспектов в повестку дня создали дополнительные трудности для принятия выверенных решений. Распределение дивидендов теперь происходит с учетом социальной составляющей в работе менеджмента и их роли в разработке новых стратегий в этом направлении. Не должны пройти стороной при обсуждении и возможные программы финансовой помощи со стороны государства, которые могут существенно расширить возможности бизнеса, одновременно накладывая на него повышенные обязательства в отношении потребностей общества
  5. Повышенное внимание к составу совета директоров и национально-расовой принадлежности его лидера. Непропорциональная выборка при назначении кандидатов в советы директоров приводит к нарушению пропорций среди их членов по представительству национальных меньшинств и людей разных рас. Необходимая лояльность ко всем группам общества, должна отразиться на этническом разнообразии их представителей, принимающих ответственные решения. В некоторых странах предлагают ввести особые квоты для членов таких групп, чтобы не допустить доминирование белых мужчин среднего возраста, которые сейчас преобладают в советах директоров

 

  • Пандемия увеличила круг вопросов, которые теперь входят в область компетенции советов директоров. Их решения занимают дополнительное время, что неизменно отражается на скорости их принятия. Не способствует оперативности и изменившиеся способы цифровые связи: если раньше решения на советах директоров принимались непосредственно при личной встрече, то теперь повсеместно происходит в удаленном формате. Это приводит к увеличению числа онлайн-конференций и, как следствие, повышает эффективность в работе. Изменившиеся алгоритмы в деятельности совета директоров добавляют обязанности его членам и служат всестороннему обсуждению проблем по управлению бизнесом

 

15.12.2020
Укрепление доверия к бизнес-экосистемам
Институт Хендерсона (BCG Henderson Institute, BHI) провел одно из первых глобальных исследований, посвященных фактору доверия в бизнесе
Как будет выглядеть «новая реальность» после пандемии
Аудиторская компания KPMG опубликовала данные опроса «Outlook Pulse Survey» в котором участвовали 500 топ-менеджеров со всего мира
Прозрачная экосистема перевозок
Как внедрение в работу сервиса «Яндекс.Маршрутизация», помогло компании «Балтика» вывести клиентский сервис на новый уровень
Можно ли преодолеть кризис доверия?
Какие меры следует предпринять руководителям, чтобы восстановить доверительные отношения между сотрудниками после пандемии. Кризис доверия - инструменты преодоления
15 методов для эффективного управления временем
Как правильно расставлять приоритеты, планировать дела и структурировать задачи – в обзоре самых популярных и действенных техник тайм-менеджмента
Бизнес нарастил обороты
«Финэкспертиза» опубликовала отчет о состоянии экономики РФ после коронавирусного спада
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo