COVID-19 меняет правила
- Пандемия прибавила работы советам директоров. Если раньше алгоритм их действий не представлял особой сложности, то с приходом кризиса им приходится идти на непопулярные меры и сокращать выплату дивидендов для акционеров. Такие решения часто вызывает дополнительные дискуссии и нередко приводят к взаимоисключающим выводам. Кроме финансовой составляющей в процессе обсуждения возникает еще и вопрос репутации компании, которая напрямую зависит от выполнения взятых на себя обязательств. Как поступить в такой ситуации и соблюсти интересы обеих сторон?
- В Европейских странах после рекомендаций местных центробанков большинство компаний выступили за сокращения выплат во время пандемии. В США же, несмотря на негативное отношение со стороны властей, крупные компании и банки решили сохранить размер дивидендов на прежнем уровне. Проблема финансовых выплат не является единственным последствием Ковид-19. Повышение социальной ответственности и следование интересам общества в ущерб своей выгоде — вот лишь малая толика новых требований, которые осложнили работу советов директоров в постковидое время и подвергли сомнению классическую модель управления, как единственно возможную при данных обстоятельствах
- Общественная значимость компании становится прерогативой в ее деятельности, отодвигая в сторону финансовые интересы акционеров и в связи с этим требует новых моделей в управлении, призванных соблюдать взаимные интересы как бизнеса, так и социума, в котором он существует. Заботясь о социальной составляющей своего бизнеса, акционеры повышают его капитализацию в долгосрочной перспективе, сохраняя лояльность к бренду со стороны потребителей. Станет ли пандемия поворотным пунктом для изменения практики управления советами директоров своим бизнесом? Ниже приводится пять возможных сценариев развития в работе управленческого аппарата, которые могут привести к трансформации старых методов работы в этой сфере
- Сбалансированный подход. В сложившихся обстоятельствах должны соблюдаться интересы всех социальных групп, принимающих участие в повышении добавленной стоимости продукта компаний: покупателей, сотрудников, поставщиков, акционеров и общественных объединений. Отсутствие приоритетов в этом ряду поможет проводить сбалансированную политику в отношении каждой из групп и соблюсти баланс в принятии решений. В этом вопросе советы директоров должны выступить в роли модераторов при трансформации практики принятия своих решений. При обсуждении общих вопросов на итоговых собраниях необходимо предоставить слово всем категориям стейкхолдеров и попытаться учитывать их мнение при итоговом решении
- Взаимодействие бизнеса и общества. Ковид-19 вначале расценивался большинством участников рынка лишь как угроза обществу. С распространением вируса, «под огонь» попали также бизнес-интересы компаний и крупных производств. В результате коронавирус привел к системному кризису и невольно объединил бизнес и общество, «посадив» их вместе в одну лодку. В сложившейся ситуации однобокие решения, принятые только в интересах одной из сторон, невольно приведут к дисбалансу в глобальном масштабе и неоправданным рискам. Усилившаяся в последнее время социальная составляющая в действиях бизнеса призвана «погасить» взбудораженность общества и исключить дополнительные риски при масштабировании социальных проблем
- Дифференцированный подход к компенсации труда. Несоразмерность оплаты труда неизбежно приводит к перекосам во взаимоотношениях между топ-менеджерами и остальными сотрудниками компаний. Игнорирование вопросов справедливости при назначении денежной компенсации для персонала может вылиться в понижение эффективности их деятельности. В этих условиях советам директоров необходимо взять на вооружение новые индикаторы для определения результативности в работе. В их число должен входить не только принесенный доход тем или иным сотрудником, но и неукоснительное выполнение им своих обязанностей по отношению к окружающей среде и вовлеченность в социальную повестку компании
- Взвешенное принятие решений. Новые времена создали новые прецеденты в решении советов директоров. Включение морально-этических аспектов в повестку дня создали дополнительные трудности для принятия выверенных решений. Распределение дивидендов теперь происходит с учетом социальной составляющей в работе менеджмента и их роли в разработке новых стратегий в этом направлении. Не должны пройти стороной при обсуждении и возможные программы финансовой помощи со стороны государства, которые могут существенно расширить возможности бизнеса, одновременно накладывая на него повышенные обязательства в отношении потребностей общества
- Повышенное внимание к составу совета директоров и национально-расовой принадлежности его лидера. Непропорциональная выборка при назначении кандидатов в советы директоров приводит к нарушению пропорций среди их членов по представительству национальных меньшинств и людей разных рас. Необходимая лояльность ко всем группам общества, должна отразиться на этническом разнообразии их представителей, принимающих ответственные решения. В некоторых странах предлагают ввести особые квоты для членов таких групп, чтобы не допустить доминирование белых мужчин среднего возраста, которые сейчас преобладают в советах директоров
- Пандемия увеличила круг вопросов, которые теперь входят в область компетенции советов директоров. Их решения занимают дополнительное время, что неизменно отражается на скорости их принятия. Не способствует оперативности и изменившиеся способы цифровые связи: если раньше решения на советах директоров принимались непосредственно при личной встрече, то теперь повсеместно происходит в удаленном формате. Это приводит к увеличению числа онлайн-конференций и, как следствие, повышает эффективность в работе. Изменившиеся алгоритмы в деятельности совета директоров добавляют обязанности его членам и служат всестороннему обсуждению проблем по управлению бизнесом
15.12.2020
А как без изменений обойтись если весь мир полностью изменился. И да, люди этого не хотели, но всем пришлось подстраиваться и получилось неплохо. Качество обслуживания стало значительно лучше и многие компаний сейчас относятся к клиентам более бережно!