Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Франчайзинг оказался под угрозой

Время чтения: 8 мин.
Просмотров: 34

 

Франчайзи и руководители ресторанных сетей, отелей и магазинов раньше были в дружеских отношениях, что способствовало развитию бизнеса. Теперь эти времена закончились. Пандемия коронавируса нанесла удар по Subway, Econo Lodge и другим компаниям, которые приходится выяснять отношения в публичном пространстве, чего раньше никогда не случалось.

 

Владельцы франшиз просят франчайзи пойти на необходимые меры безопасности, чтобы успокоить клиентов во время пандемии и после нее. Франчайзи не хотят проводить модернизацию помещений, делать рекламные скидки и платить дополнительные сборы, которые, по их словам, являются чрезмерными и негативно влияют на прибыль. Некоторые из них агитируют за смену руководства или обращаются в судебные инстанции. «Я понимаю, что франчайзинг — это не демократия, но в то же время это и не диктатура», — говорит Кит Миллер, один из франчайзи Subway, недовольный практикой диктата компании в политике изменения цен на продаваемые товары.

 

Subway заявила, что ежедневно общается с франчайзи и позволяет им откладывать или пропускать платежи роялти во время пандемии. Между владельцами франшиз и франчайзи, которые владеют и управляют своим бизнесом, всегда были стычки. Старый подход, предполагавший, что обе стороны будут двигаться в одном направлении, уступает место бойцовской модели, в которой владельцы магазинов все чаще борются с принимаемыми корпоративными решениями, которые они считают несправедливыми.

 

Франчайзи «считают, что у них нет другого выбора, кроме, как принять принудительные контрактные условия», — полагает Рохит Чопра, член Федеральной торговой комиссии, которая недавно провела слушания по бизнесу франчайзинга, придя к мнению, что операторы должны внимательнее читать договор, прежде чем ставить под ним свою подпись. Многие жалобы франчайзи кажутся им незначительными. 

 

Группа франчайзи Econo Lodge и операторы других брендов, принадлежащих Choice Hotels International Inc., заявили, что были вынуждены заплатить $34,50 за 16 кг замороженной колбасы, которая в другом месте продается за $22,37. В своем иске франчайзи утверждают, что это было частью программы поставщиков «плати, чтобы оставаться в игре», которая требует от поставщиков совершать платежи в Choice Hotels, размер которой определяется владельцами франшизы. Некоторые американские франчайзи, как например Tim Hortons, заявили, что им было начислено за бекон на $104,08 больше, чем заплатили операторы Wendy’s Co., и на $11,92 за пластиковые соломинки. Франчайзи McDonald ‘s Corp. заявила, что компания не разрешила им отложить арендные платежи и не пошла на уступки в начале пандемии, как это сделали сетевые бренды Dunkin’ Brands Group Inc., и что у McDonald ‘s ушло слишком много времени, чтобы выпустить новый сэндвич с курицей.

 

Choice Hotels опровергла обвинения операторов Econo Lodge и заявила, что всегда тесно сотрудничала с франчайзи, чтобы предоставить им необходимую помощь во время пандемии. Tim Hortons Restaurant Brands International Inc. утверждает, что добился больших успехов в работе с франчайзи и назвал их утверждения о неправомерных затратах необоснованными. Компания McDonald ‘s рассказала, что предприняла «беспрецедентные действия», чтобы помочь франчайзи, потратив в этой связи $100 млн долларов на маркетинг.

 

В последние годы франчайзи стали создавать собственные объединения, чтобы более активно отстаивать свое независимое мнение. Рост напряженности во франчайзинговых компаниях имеет последствия для части экономики, которая быстро росла в последние годы, создавая рабочие места и инвестиции в различные предприятия: начиная от магазинов и заканчивая центрами по подготовке налоговых деклараций.

 

По данным отраслевого трекера STR, сейчас по франшизе управляются 55% американских отелей. По данным компании Aaron Allen & Associates, в прошлом году по таким условиям существовали 84% сетевых ресторанов Америки. По данным Международной франчайзинговой ассоциации, в 2019 году в 774 тыс. франчайзинговых заведений в США работало около 8,4 млн человек. Интерес к франчайзингу растет и, похоже, будет подниматься по мере того, как часть людей, потерявших работу в связи с пандемией, становятся самозанятыми. Inspire Brands Inc. заявила, что уволенные работники интересуются созданием своих ресторанов на основе договора франчайзинга, как например, Arby ‘s и Jimmy John’ s Gourmet Sandwiches.

 

По данным торговой ассоциации, одна из сетей объяснила свою напряженность в работе пандемией, которая привела к временному или постоянному закрытию около 33 тыс. франчайзинговых точек. «Отношения к франчайзи на 100% зависят от того, как идут дела у оператора», — поясняет исполнительный директор Стив Джойс из Dine Brands Global Inc., владельца брендов ресторанов Applebee ‘s и IHOP. Многие франчайзи являются малыми предприятиями и получили государственную поддержку во время пандемии. Майский опрос, проведенной торговой ассоциацией показал, что 96% из 190 опрошенных владельцев франшиз получили федеральную помощь в рамках Программы защиты платежей, принятой Конгрессом.

 

Франчайзи платят владельцам брендов десятки тысяч долларов и дополнительно тратят значительные суммы за право открыть бизнес по франчайзингу. Они подписывают многолетние контракты, в которых указаны роялти или другие выплаты, причитающиеся франчайзеру, и соглашаются поддерживать стандарты бренда. Франчайзи также соглашаются платить различные сборы и обычно делают взносы в маркетинговые фонды, которые бренд использует для покупки рекламы. Взамен этого франчайзи получают доступ к клиентской базе, лояльной бренду, и обучение для успешной работы. Владелец бренда часто продает франчайзи-услуги по установленным им самим ценам. Эти продажи и сборы вызывают удивление в некоторых франчайзинговых сделках.

 

Сэм Майнеке, 89-летний основатель одноименной сети по ремонту автомобилей, был частью поколения предпринимателей, которые помогали трансформировать экономику США через франчайзи. Он и такие его сверстники, как Рэй Крок из McDonald ‘s и полковник Харленд Сандерс из Kentucky Fried Chicken, открыли новые возможности для среднего класса. «Если вы не сможете успешно ввести франчайзи в бизнес, он станет невыгодным для него. Это все равно, что воровать у франчайзи», — говорил господин Майнеке в сентябрьском интервью, описывая свой подход к франчайзи.

 

Мистер Майнеке продал бизнес в 1983 году. По словам г-жи Каммингс, частная акционерная фирма, которая стала ее владельцем, перестала отправлять франчайзи напоминания, о времени продления контрактов, притом, что досрочное продление позволяет владельцам заключать контракты на более выгодных условиях, чем те, которые имеются в наличии, если им придется вести переговоры по новому контракту. Операторы заставили вернуть владельца франшизы эти напоминания. «Чем дальше владельцы находятся от франчайзи, тем труднее им понять, что хорошо, а что плохо для этого вида бизнеса», — говорит госпожа Каммингс.

 

Среди франчайзи, которые в последние годы создали организации для увеличения своего влияния — операторы размещения, владельцы ресторанов McDonald ‘s, операторы студий Massage Envy и франчайзи цветочных магазинов. Согласно недавнему ежемесячному выставлению счетов, торговая точка Rich Gandhi ‘s Quality Inn в Миддлтауне, штат Нью-Джерси, задолжала франчайзеру Choice Hotels плату в размере 7,75% от валовой выручки. Заявление также показывает, что г-н Ганди задолжал Choice Hotels $92 за оплату клиентов, которые бронируют ее через внешние сайты, $63,98 за цифровую безопасность и $586,44 за технологию управления имуществом. По словам г-на Ганди, общая ставка сбора за десятилетие выросла примерно вдвое.

 

Он входит в число франчайзи отеля, встретившихся с представителями Choice Hotels в федеральном суде в Восточной Пенсильвании из-за понесенных расходов. В иске утверждается, что Choice Hotels требует от франчайзи Quality Inn и операторов других брендов платить многократные сборы за одни и те же услуги и начисляют плату за продукцию более низкого качества.

 

Помимо утверждения о необоснованности иска, Choice Hotels заявила, что постоянно пересматривает сборы и сравнивает их размер с конкурентами. Тим Шуй, вице-президент по стратегии, отрицает, что сборы удвоились за десятилетие, но отметил, что на некоторых объектах сборы могут увеличиться. По словам г-на Шуя, недавно вмененные сборы помогают операторам управлять своим бизнесом и привлекать новых клиентов.

«Подавляющее большинство наших франчайзи сами являются владельцами малого бизнеса, которому выгодно участвовать в программах, привлекать больше покупателей и помогать сокращать расходы», — рассказывает Тим Шуй.

 

Некоторые владельцы брендов заявляют, что франчайзи недальновидны. «Операторы не должны ожидать роста бизнеса только потому, что присоединились к франчайзинговой системе», — говорит Раджив Триведи, бывший руководитель La Quinta, который в начале 2000-х годов разработал франчайзинговую программу для гостиничного бренда, входящего теперь в Wyndham Hotels & Resorts Inc. «Зачастую ожидания франчайзи необоснованны», — сетует г-н Триведи.

 

Коллективным усилием франчайзи способствовали изменению в руководящем составе некоторых брендов. Компания Yum Brands Inc. назначила временного президента в своем подразделении Pizza Hut в феврале после того, как франчайзи пожаловались на то, что снижение стоимости акций компании негативно сказалось на их выручке. «Мы должны восстановить наши отношения с франчайзи, потому что мы партнеры», — заявил временный президент фирмы Кевин Хохман.

 

Крупнейший франчайзи Pizza Hut в США, NPC International Inc., подал заявление о банкротстве в июле: в итоге было закрыто 300 ресторанов сети. Исполнительный директор Yum Дэвид Гиббс сказал, что компания регулярно общается с операторами ресторанов и знает обо всех их потребностях. Бен Хинер владеет тремя кентуккийскими франшизами вендора фруктовых корзин. «Было время, когда материнская компания покупала франчайзи билеты на «фруктовые саммиты» в свою тогдашнюю штаб-квартиру в Коннектикуте», — вспоминает он. Сейчас г-н Хиннер возглавляет ассоциацию франчайзи, которая недавно подала в суд на «материнскую компанию». В иске утверждается, что филиал, который занимается онлайн-заказами, повысил плату для операторов с 2,5% в прошлом году до 10% за такой же заказ в текущем. Судья прекратил дело, указав на пункт в контракте, призывающий к решению подобных вопросов в арбитраже. 

11.12.2020
Укрепление доверия к бизнес-экосистемам
Институт Хендерсона (BCG Henderson Institute, BHI) провел одно из первых глобальных исследований, посвященных фактору доверия в бизнесе
Как будет выглядеть «новая реальность» после пандемии
Аудиторская компания KPMG опубликовала данные опроса «Outlook Pulse Survey» в котором участвовали 500 топ-менеджеров со всего мира
Прозрачная экосистема перевозок
Как внедрение в работу сервиса «Яндекс.Маршрутизация», помогло компании «Балтика» вывести клиентский сервис на новый уровень
Можно ли преодолеть кризис доверия?
Какие меры следует предпринять руководителям, чтобы восстановить доверительные отношения между сотрудниками после пандемии. Кризис доверия - инструменты преодоления
15 методов для эффективного управления временем
Как правильно расставлять приоритеты, планировать дела и структурировать задачи – в обзоре самых популярных и действенных техник тайм-менеджмента
Бизнес нарастил обороты
«Финэкспертиза» опубликовала отчет о состоянии экономики РФ после коронавирусного спада
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo