Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Франчайзинг оказался под угрозой

Время чтения: 8 мин.
Просмотров: 50

Франчайзинг оказался под угрозой

 

Франчайзи и руководители ресторанных сетей, отелей и магазинов раньше были в дружеских отношениях, что способствовало развитию бизнеса. Теперь эти времена закончились. Пандемия коронавируса нанесла удар по Subway, Econo Lodge и другим компаниям, которые приходится выяснять отношения в публичном пространстве, чего раньше никогда не случалось.

 

Владельцы франшиз просят франчайзи пойти на необходимые меры безопасности, чтобы успокоить клиентов во время пандемии и после нее. Франчайзи не хотят проводить модернизацию помещений, делать рекламные скидки и платить дополнительные сборы, которые, по их словам, являются чрезмерными и негативно влияют на прибыль. Некоторые из них агитируют за смену руководства или обращаются в судебные инстанции. «Я понимаю, что франчайзинг — это не демократия, но в то же время это и не диктатура», — говорит Кит Миллер, один из франчайзи Subway, недовольный практикой диктата компании в политике изменения цен на продаваемые товары.

 

Subway заявила, что ежедневно общается с франчайзи и позволяет им откладывать или пропускать платежи роялти во время пандемии. Между владельцами франшиз и франчайзи, которые владеют и управляют своим бизнесом, всегда были стычки. Старый подход, предполагавший, что обе стороны будут двигаться в одном направлении, уступает место бойцовской модели, в которой владельцы магазинов все чаще борются с принимаемыми корпоративными решениями, которые они считают несправедливыми.

 

Франчайзи «считают, что у них нет другого выбора, кроме, как принять принудительные контрактные условия», — полагает Рохит Чопра, член Федеральной торговой комиссии, которая недавно провела слушания по бизнесу франчайзинга, придя к мнению, что операторы должны внимательнее читать договор, прежде чем ставить под ним свою подпись. Многие жалобы франчайзи кажутся им незначительными. 

 

Группа франчайзи Econo Lodge и операторы других брендов, принадлежащих Choice Hotels International Inc., заявили, что были вынуждены заплатить $34,50 за 16 кг замороженной колбасы, которая в другом месте продается за $22,37. В своем иске франчайзи утверждают, что это было частью программы поставщиков «плати, чтобы оставаться в игре», которая требует от поставщиков совершать платежи в Choice Hotels, размер которой определяется владельцами франшизы. Некоторые американские франчайзи, как например Tim Hortons, заявили, что им было начислено за бекон на $104,08 больше, чем заплатили операторы Wendy’s Co., и на $11,92 за пластиковые соломинки. Франчайзи McDonald ‘s Corp. заявила, что компания не разрешила им отложить арендные платежи и не пошла на уступки в начале пандемии, как это сделали сетевые бренды Dunkin’ Brands Group Inc., и что у McDonald ‘s ушло слишком много времени, чтобы выпустить новый сэндвич с курицей.

 

Choice Hotels опровергла обвинения операторов Econo Lodge и заявила, что всегда тесно сотрудничала с франчайзи, чтобы предоставить им необходимую помощь во время пандемии. Tim Hortons Restaurant Brands International Inc. утверждает, что добился больших успехов в работе с франчайзи и назвал их утверждения о неправомерных затратах необоснованными. Компания McDonald ‘s рассказала, что предприняла «беспрецедентные действия», чтобы помочь франчайзи, потратив в этой связи $100 млн долларов на маркетинг.

 

В последние годы франчайзи стали создавать собственные объединения, чтобы более активно отстаивать свое независимое мнение. Рост напряженности во франчайзинговых компаниях имеет последствия для части экономики, которая быстро росла в последние годы, создавая рабочие места и инвестиции в различные предприятия: начиная от магазинов и заканчивая центрами по подготовке налоговых деклараций.

 

По данным отраслевого трекера STR, сейчас по франшизе управляются 55% американских отелей. По данным компании Aaron Allen & Associates, в прошлом году по таким условиям существовали 84% сетевых ресторанов Америки. По данным Международной франчайзинговой ассоциации, в 2019 году в 774 тыс. франчайзинговых заведений в США работало около 8,4 млн человек. Интерес к франчайзингу растет и, похоже, будет подниматься по мере того, как часть людей, потерявших работу в связи с пандемией, становятся самозанятыми. Inspire Brands Inc. заявила, что уволенные работники интересуются созданием своих ресторанов на основе договора франчайзинга, как например, Arby ‘s и Jimmy John’ s Gourmet Sandwiches.

 

По данным торговой ассоциации, одна из сетей объяснила свою напряженность в работе пандемией, которая привела к временному или постоянному закрытию около 33 тыс. франчайзинговых точек. «Отношения к франчайзи на 100% зависят от того, как идут дела у оператора», — поясняет исполнительный директор Стив Джойс из Dine Brands Global Inc., владельца брендов ресторанов Applebee ‘s и IHOP. Многие франчайзи являются малыми предприятиями и получили государственную поддержку во время пандемии. Майский опрос, проведенной торговой ассоциацией показал, что 96% из 190 опрошенных владельцев франшиз получили федеральную помощь в рамках Программы защиты платежей, принятой Конгрессом.

 

Франчайзи платят владельцам брендов десятки тысяч долларов и дополнительно тратят значительные суммы за право открыть бизнес по франчайзингу. Они подписывают многолетние контракты, в которых указаны роялти или другие выплаты, причитающиеся франчайзеру, и соглашаются поддерживать стандарты бренда. Франчайзи также соглашаются платить различные сборы и обычно делают взносы в маркетинговые фонды, которые бренд использует для покупки рекламы. Взамен этого франчайзи получают доступ к клиентской базе, лояльной бренду, и обучение для успешной работы. Владелец бренда часто продает франчайзи-услуги по установленным им самим ценам. Эти продажи и сборы вызывают удивление в некоторых франчайзинговых сделках.

 

Сэм Майнеке, 89-летний основатель одноименной сети по ремонту автомобилей, был частью поколения предпринимателей, которые помогали трансформировать экономику США через франчайзи. Он и такие его сверстники, как Рэй Крок из McDonald ‘s и полковник Харленд Сандерс из Kentucky Fried Chicken, открыли новые возможности для среднего класса. «Если вы не сможете успешно ввести франчайзи в бизнес, он станет невыгодным для него. Это все равно, что воровать у франчайзи», — говорил господин Майнеке в сентябрьском интервью, описывая свой подход к франчайзи.

 

Мистер Майнеке продал бизнес в 1983 году. По словам г-жи Каммингс, частная акционерная фирма, которая стала ее владельцем, перестала отправлять франчайзи напоминания, о времени продления контрактов, притом, что досрочное продление позволяет владельцам заключать контракты на более выгодных условиях, чем те, которые имеются в наличии, если им придется вести переговоры по новому контракту. Операторы заставили вернуть владельца франшизы эти напоминания. «Чем дальше владельцы находятся от франчайзи, тем труднее им понять, что хорошо, а что плохо для этого вида бизнеса», — говорит госпожа Каммингс.

 

Среди франчайзи, которые в последние годы создали организации для увеличения своего влияния — операторы размещения, владельцы ресторанов McDonald ‘s, операторы студий Massage Envy и франчайзи цветочных магазинов. Согласно недавнему ежемесячному выставлению счетов, торговая точка Rich Gandhi ‘s Quality Inn в Миддлтауне, штат Нью-Джерси, задолжала франчайзеру Choice Hotels плату в размере 7,75% от валовой выручки. Заявление также показывает, что г-н Ганди задолжал Choice Hotels $92 за оплату клиентов, которые бронируют ее через внешние сайты, $63,98 за цифровую безопасность и $586,44 за технологию управления имуществом. По словам г-на Ганди, общая ставка сбора за десятилетие выросла примерно вдвое.

 

Он входит в число франчайзи отеля, встретившихся с представителями Choice Hotels в федеральном суде в Восточной Пенсильвании из-за понесенных расходов. В иске утверждается, что Choice Hotels требует от франчайзи Quality Inn и операторов других брендов платить многократные сборы за одни и те же услуги и начисляют плату за продукцию более низкого качества.

 

Помимо утверждения о необоснованности иска, Choice Hotels заявила, что постоянно пересматривает сборы и сравнивает их размер с конкурентами. Тим Шуй, вице-президент по стратегии, отрицает, что сборы удвоились за десятилетие, но отметил, что на некоторых объектах сборы могут увеличиться. По словам г-на Шуя, недавно вмененные сборы помогают операторам управлять своим бизнесом и привлекать новых клиентов.

«Подавляющее большинство наших франчайзи сами являются владельцами малого бизнеса, которому выгодно участвовать в программах, привлекать больше покупателей и помогать сокращать расходы», — рассказывает Тим Шуй.

 

Некоторые владельцы брендов заявляют, что франчайзи недальновидны. «Операторы не должны ожидать роста бизнеса только потому, что присоединились к франчайзинговой системе», — говорит Раджив Триведи, бывший руководитель La Quinta, который в начале 2000-х годов разработал франчайзинговую программу для гостиничного бренда, входящего теперь в Wyndham Hotels & Resorts Inc. «Зачастую ожидания франчайзи необоснованны», — сетует г-н Триведи.

 

Коллективным усилием франчайзи способствовали изменению в руководящем составе некоторых брендов. Компания Yum Brands Inc. назначила временного президента в своем подразделении Pizza Hut в феврале после того, как франчайзи пожаловались на то, что снижение стоимости акций компании негативно сказалось на их выручке. «Мы должны восстановить наши отношения с франчайзи, потому что мы партнеры», — заявил временный президент фирмы Кевин Хохман.

 

Крупнейший франчайзи Pizza Hut в США, NPC International Inc., подал заявление о банкротстве в июле: в итоге было закрыто 300 ресторанов сети. Исполнительный директор Yum Дэвид Гиббс сказал, что компания регулярно общается с операторами ресторанов и знает обо всех их потребностях. Бен Хинер владеет тремя кентуккийскими франшизами вендора фруктовых корзин. «Было время, когда материнская компания покупала франчайзи билеты на «фруктовые саммиты» в свою тогдашнюю штаб-квартиру в Коннектикуте», — вспоминает он. Сейчас г-н Хиннер возглавляет ассоциацию франчайзи, которая недавно подала в суд на «материнскую компанию». В иске утверждается, что филиал, который занимается онлайн-заказами, повысил плату для операторов с 2,5% в прошлом году до 10% за такой же заказ в текущем. Судья прекратил дело, указав на пункт в контракте, призывающий к решению подобных вопросов в арбитраже. 

11.12.2020
В чем сила доверия
Как восстановить авторитет к бизнесу и государству на фоне общего разочарования их действиями в пандемию
Как пандемия трансформировала рынок труда в США
Компания Deloitte выяснила, как удаленная работа из дома изменила повседневные привычки американцев и чем это обернулось для экономики Соединенных Штатов
Страховщики не торопятся в офисы
Согласно недавнему опросу руководителей страховых компаний по всему миру, большинство респондентов планируют вернуться к офлайн-работе не раньше 2022 года
Проблемы в бизнесе отходят на второй план
По опросам более 7 тыс. представителей малого и среднего бизнеса в России, количество сложностей в их работе постепенно сокращается
Время, вперед!
10 цифровых способов повысить производительность труда
Трансформация с человеческим лицом
По мнению экспертов из компании McKinsey, наращивание внутреннего потенциала среди сотрудников играет одну из ключевых ролей при трансформации бизнеса
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo