Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Изменись или уходи

Время чтения: 6 мин.
Просмотров: 40

 

Социальное взаимодействие и дистанцирование 

 

Пандемия в массовом порядке изменила потребительские предпочтения у людей. В первую очередь это произошло из-за введения мер по социальному дистанцированию. Широкое распространение получили сферы экономики, которые исключают физический контакт при совершении товарно-денежных отношений. Компании, которые не сумели перевести свою деятельность в режим онлайн, пострадали больше всего: к их числу следует отнести туризм, пассажирские перевозки и организацию массовых мероприятий. Текущее положение дел предположительно сохранится до момента изобретения вакцины и повсеместного ее применения.

 

Интегрированность бизнеса в глобальные цепочки поставила компании в положение взаимозависимости. Они зачастую были вынуждены сворачивать свою деятельность из-за банкротства контрагентов или перепрофилирования их основной деятельности. Образовавшиеся воронки нередко приводили к «затягиванию» в их круговорот других фирм, не связанных напрямую с первоисточником проблем. К примеру, снижение количества авиаперевозок и как следствие, изменение общественной модели поведения, связанной с тотальным сокращением поездок негативно скажется на всей отрасли в среднесрочной перспективе. Это также повлечет за собой экономические проблемы и у участников инфраструктуры, сконцентрированной вокруг аэропортов: гостиниц, служб такси, компаний по аренде автотранспорта и обслуживающих предприятий.

 

Изменение поведенческих моделей — постоянное или временное 

 

В области розничной торговли станут неизбежны изменения в поведении потребителей. Массовый переход ретейлеров в интернет и повсеместная организация собственных служб по доставке товаров, приведут к нерентабельности содержания торговых залов, что неизбежно скажется на рынке аренды коммерческой недвижимости. В условиях пандемии и сокращения доходов многие люди перешли к домашнему изготовлению продуктов питания, что не может не сказаться в долгосрочной перспективе на изменении их поведенческих предпочтений. Повсеместный переход обучения на дистанционный режим поставил перед студентами, которые оплачивают его из «своего кармана» вопрос о целесообразности продолжения этих трат. В большей степени это касается иностранных учащихся, вынужденных на время карантина вернуться в свои страны.

 

Еще один аспект, оказывающий значительное влияние на поведение потребителей — повышенное внимание к гигиене мест, которые они вынуждены посещать в пандемию. Это касается как мест общего пользования, так и процесса упаковки и доставки заказываемых товаров. Массовый переход сотрудников на работу из дома тоже внес существенные коррективы в потребительские модели их поведения: привычной стала картина опустевших офисных центров в крупных городах. Эта тенденция ведет за собой массовое снижение спроса в сфере обслуживания и, как следствие, потенциальное банкротство компаний в этой области. Массовое снижение рентабельности коммерческих помещений повлечет за собой их закрытие и поставит вопрос о целесообразности существования отрасли в целом. Эти же соображения повлияют и на стоимости недвижимости в центре крупных городов: переход на удаленку спровоцировал массовый переезд людей на постоянное жительство за город.

 

В сумме все эти факторы могут способствовать возникновению новых центров притяжения для проживания и работы, что положительным образом отразится на возрождение депрессивных территорий, откуда раньше были вынуждены уехать их обитатели. В пандемию показала свою несостоятельность тенденция обустройства обширных кампусов вокруг производственных и IT-компаний. Переход крупных университетов на дистант поставил вопрос о целесообразности содержания большинства учебных зданий и крупного штата педагогов в них: в пандемию студенты предпочитали пользоваться онлайн-курсами для совершенствования своих знаний, выбирая гибридный режим обучения.

 

Адаптивные возможности 

 

Адаптация во время пандемии стала ключевым словом, позволившим многим компаниям успешно встроиться в новые реалии. Некоторым людям пандемия принесла новые и порой более выгодные возможности в жизни и работе. По мнению экспертов, среди отраслей экономики, которых ждет подъем на волне карантинного режима, можно выделить медицинские организации, технологические компании и предприятия в области красоты и здоровья. Выживание других субъектов экономики будет зависеть от их успехов по адаптации в новую реальность и генерации новых компетенций, востребованных в постковидном обществе. Переход на цифровые технологии, ускорение внедрения онлайн-решений, опора на новые инструменты в сетевом взаимодействии и высоких технологиях — все эти факторы призваны укрепить жизнестойкость и конкурентные преимущества компаний, которые раньше не предполагали проведение столь масштабной трансформации своей деятельности.

 

Все эти шаги не будут столь эффективны, если человек сам не осознает важность заботы о своем ментальном и физическом здоровье. Эти процессы неизбежно должны повлиять на изменение в сфере медицинских услуг и предоставления стационарной и амбулаторной помощи населению. Влияние окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность общества, должно дополнить комфортное существование людей, сохранив их активность на протяжении долгих лет. Внедрение новых нормативов ESG по управлению и экологической ответственности в работе предприятий повысят роль социальной ответственности бизнеса перед обществом.

 

Повсеместное внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь улучшит ее качество и позволит по-новому взглянуть на диагностику заболеваний и будет способствовать инновационным разработкам в этой области. Контроль за качеством потребляемых продуктов и экологических условий для жизни станет основополагающим фактором при выборе будущего места жительства и сформирует осознанную практику потребления, основанную на принципах ЗОЖ. Все эти аспекты необходимо учитывать бизнесу в своей деятельности. Усиление значения спортивных мероприятий благотворно отразится на здоровье общества и станет хорошей альтернативой медицинским способам нивелирования возрастных изменений в организме человека.

 

Для демонстрации адаптивности в условиях пандемии было выбрано четыре отрасли, которые своими действиями наглядно иллюстрируют жизнеспособность в новых условиях:

 

  • Банки в массовом порядке стали переходить в своей деятельности на цифровые технологии. Отток значительной части людей из отделений банков вкупе с принятыми мерами по социальному дистанцированию заставило кредитные организации в экстренном порядке переходить на работу с клиентами в режим онлайн. С другой стороны, возросла нагрузка на кредитные отделы банков в связи с тяжелой экономической ситуацией. На этом фоне цифровые технологии оказали неоценимую помощь для сохранения взаимодействия с потребителями.

 

  • Страховые компании — готовятся к грядущим судебным искам. Наступление форс-мажорные обстоятельств заставили людей в массовом порядке обращаться в страховые организации для компенсирования своих убытков. Неординарность ситуации в условиях коронавируса привела многих из них в суды. В связи с этим страховыми компаниями был увеличен штат юристов для оперативной реакции на такого рода обращения.

 

  • Предприятия автомобильной промышленности оптимизируют цепочки поставок от своих контрагентов. Повсеместное закрытие границ привело к нарушению контактов автопроизводителей с поставщиками материалов для производства и запчастей для гарантийного обслуживания автомобилей. В этих условиях своевременная диверсификация логистики помогла предотвратить остановку предприятий и нарушение договорных обязательств перед продавцами их продукции.

 

  • Энергогенерирующие компании готовятся к повсеместному внедрению новых форм экологических источников энергии. Электроснабжение жизненно важных производств, больниц и систем поддержания безопасности вынудил энергетические организации с большей ответственностью подойти к обеспечению своей безопасности в сфере организации бесперебойной работы. Развитие «зеленой» экономики привело к изменению в сфере источников добычи энергии.

 

Общая перезагрузка в промышленной сфере отразилась на изменении принципов работы каждой компании в отдельности. По прошествии времени, проведенного в жестких условиях пандемии, бизнесу стало понятно, что только изменив свой подход к ведению экономической деятельности, возможно избежать банкротства. «Изменись или уходи» — так может звучать новый девиз постпандемической эпохи, в которую прежние принципы ведения дел уже не могут считаться удовлетворительными.

14.12.2020
Укрепление доверия к бизнес-экосистемам
Институт Хендерсона (BCG Henderson Institute, BHI) провел одно из первых глобальных исследований, посвященных фактору доверия в бизнесе
Как будет выглядеть «новая реальность» после пандемии
Аудиторская компания KPMG опубликовала данные опроса «Outlook Pulse Survey» в котором участвовали 500 топ-менеджеров со всего мира
Прозрачная экосистема перевозок
Как внедрение в работу сервиса «Яндекс.Маршрутизация», помогло компании «Балтика» вывести клиентский сервис на новый уровень
Можно ли преодолеть кризис доверия?
Какие меры следует предпринять руководителям, чтобы восстановить доверительные отношения между сотрудниками после пандемии. Кризис доверия - инструменты преодоления
15 методов для эффективного управления временем
Как правильно расставлять приоритеты, планировать дела и структурировать задачи – в обзоре самых популярных и действенных техник тайм-менеджмента
Бизнес нарастил обороты
«Финэкспертиза» опубликовала отчет о состоянии экономики РФ после коронавирусного спада
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo