Изменись или уходи
Социальное взаимодействие и дистанцирование
Пандемия в массовом порядке изменила потребительские предпочтения у людей. В первую очередь это произошло из-за введения мер по социальному дистанцированию. Широкое распространение получили сферы экономики, которые исключают физический контакт при совершении товарно-денежных отношений. Компании, которые не сумели перевести свою деятельность в режим онлайн, пострадали больше всего: к их числу следует отнести туризм, пассажирские перевозки и организацию массовых мероприятий. Текущее положение дел предположительно сохранится до момента изобретения вакцины и повсеместного ее применения.
Интегрированность бизнеса в глобальные цепочки поставила компании в положение взаимозависимости. Они зачастую были вынуждены сворачивать свою деятельность из-за банкротства контрагентов или перепрофилирования их основной деятельности. Образовавшиеся воронки нередко приводили к «затягиванию» в их круговорот других фирм, не связанных напрямую с первоисточником проблем. К примеру, снижение количества авиаперевозок и как следствие, изменение общественной модели поведения, связанной с тотальным сокращением поездок негативно скажется на всей отрасли в среднесрочной перспективе. Это также повлечет за собой экономические проблемы и у участников инфраструктуры, сконцентрированной вокруг аэропортов: гостиниц, служб такси, компаний по аренде автотранспорта и обслуживающих предприятий.
Изменение поведенческих моделей — постоянное или временное
В области розничной торговли станут неизбежны изменения в поведении потребителей. Массовый переход ретейлеров в интернет и повсеместная организация собственных служб по доставке товаров, приведут к нерентабельности содержания торговых залов, что неизбежно скажется на рынке аренды коммерческой недвижимости. В условиях пандемии и сокращения доходов многие люди перешли к домашнему изготовлению продуктов питания, что не может не сказаться в долгосрочной перспективе на изменении их поведенческих предпочтений. Повсеместный переход обучения на дистанционный режим поставил перед студентами, которые оплачивают его из «своего кармана» вопрос о целесообразности продолжения этих трат. В большей степени это касается иностранных учащихся, вынужденных на время карантина вернуться в свои страны.
Еще один аспект, оказывающий значительное влияние на поведение потребителей — повышенное внимание к гигиене мест, которые они вынуждены посещать в пандемию. Это касается как мест общего пользования, так и процесса упаковки и доставки заказываемых товаров. Массовый переход сотрудников на работу из дома тоже внес существенные коррективы в потребительские модели их поведения: привычной стала картина опустевших офисных центров в крупных городах. Эта тенденция ведет за собой массовое снижение спроса в сфере обслуживания и, как следствие, потенциальное банкротство компаний в этой области. Массовое снижение рентабельности коммерческих помещений повлечет за собой их закрытие и поставит вопрос о целесообразности существования отрасли в целом. Эти же соображения повлияют и на стоимости недвижимости в центре крупных городов: переход на удаленку спровоцировал массовый переезд людей на постоянное жительство за город.
В сумме все эти факторы могут способствовать возникновению новых центров притяжения для проживания и работы, что положительным образом отразится на возрождение депрессивных территорий, откуда раньше были вынуждены уехать их обитатели. В пандемию показала свою несостоятельность тенденция обустройства обширных кампусов вокруг производственных и IT-компаний. Переход крупных университетов на дистант поставил вопрос о целесообразности содержания большинства учебных зданий и крупного штата педагогов в них: в пандемию студенты предпочитали пользоваться онлайн-курсами для совершенствования своих знаний, выбирая гибридный режим обучения.
Адаптивные возможности
Адаптация во время пандемии стала ключевым словом, позволившим многим компаниям успешно встроиться в новые реалии. Некоторым людям пандемия принесла новые и порой более выгодные возможности в жизни и работе. По мнению экспертов, среди отраслей экономики, которых ждет подъем на волне карантинного режима, можно выделить медицинские организации, технологические компании и предприятия в области красоты и здоровья. Выживание других субъектов экономики будет зависеть от их успехов по адаптации в новую реальность и генерации новых компетенций, востребованных в постковидном обществе. Переход на цифровые технологии, ускорение внедрения онлайн-решений, опора на новые инструменты в сетевом взаимодействии и высоких технологиях — все эти факторы призваны укрепить жизнестойкость и конкурентные преимущества компаний, которые раньше не предполагали проведение столь масштабной трансформации своей деятельности.
Все эти шаги не будут столь эффективны, если человек сам не осознает важность заботы о своем ментальном и физическом здоровье. Эти процессы неизбежно должны повлиять на изменение в сфере медицинских услуг и предоставления стационарной и амбулаторной помощи населению. Влияние окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность общества, должно дополнить комфортное существование людей, сохранив их активность на протяжении долгих лет. Внедрение новых нормативов ESG по управлению и экологической ответственности в работе предприятий повысят роль социальной ответственности бизнеса перед обществом.
Повсеместное внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь улучшит ее качество и позволит по-новому взглянуть на диагностику заболеваний и будет способствовать инновационным разработкам в этой области. Контроль за качеством потребляемых продуктов и экологических условий для жизни станет основополагающим фактором при выборе будущего места жительства и сформирует осознанную практику потребления, основанную на принципах ЗОЖ. Все эти аспекты необходимо учитывать бизнесу в своей деятельности. Усиление значения спортивных мероприятий благотворно отразится на здоровье общества и станет хорошей альтернативой медицинским способам нивелирования возрастных изменений в организме человека.
Для демонстрации адаптивности в условиях пандемии было выбрано четыре отрасли, которые своими действиями наглядно иллюстрируют жизнеспособность в новых условиях:
- Банки в массовом порядке стали переходить в своей деятельности на цифровые технологии. Отток значительной части людей из отделений банков вкупе с принятыми мерами по социальному дистанцированию заставило кредитные организации в экстренном порядке переходить на работу с клиентами в режим онлайн. С другой стороны, возросла нагрузка на кредитные отделы банков в связи с тяжелой экономической ситуацией. На этом фоне цифровые технологии оказали неоценимую помощь для сохранения взаимодействия с потребителями.
- Страховые компании — готовятся к грядущим судебным искам. Наступление форс-мажорные обстоятельств заставили людей в массовом порядке обращаться в страховые организации для компенсирования своих убытков. Неординарность ситуации в условиях коронавируса привела многих из них в суды. В связи с этим страховыми компаниями был увеличен штат юристов для оперативной реакции на такого рода обращения.
- Предприятия автомобильной промышленности оптимизируют цепочки поставок от своих контрагентов. Повсеместное закрытие границ привело к нарушению контактов автопроизводителей с поставщиками материалов для производства и запчастей для гарантийного обслуживания автомобилей. В этих условиях своевременная диверсификация логистики помогла предотвратить остановку предприятий и нарушение договорных обязательств перед продавцами их продукции.
- Энергогенерирующие компании готовятся к повсеместному внедрению новых форм экологических источников энергии. Электроснабжение жизненно важных производств, больниц и систем поддержания безопасности вынудил энергетические организации с большей ответственностью подойти к обеспечению своей безопасности в сфере организации бесперебойной работы. Развитие «зеленой» экономики привело к изменению в сфере источников добычи энергии.
Общая перезагрузка в промышленной сфере отразилась на изменении принципов работы каждой компании в отдельности. По прошествии времени, проведенного в жестких условиях пандемии, бизнесу стало понятно, что только изменив свой подход к ведению экономической деятельности, возможно избежать банкротства. «Изменись или уходи» — так может звучать новый девиз постпандемической эпохи, в которую прежние принципы ведения дел уже не могут считаться удовлетворительными.
Если еще пассажирские перевозки играют большую роль и будут существовать даже в режиме карантина, то вот туризм пострадает намного сильнее. Что, в свою очередь, вызовет эффект домино (как говорится в статье), когда одно будет тянуть другое. Только те, кто адаптируются к новым условиям смогут остаться на плаву.
Статья правдивая, пандемия изменила весь мир-это не только отразилась на экономике, но и на отношение людей к друг другу. Многие компании признали себя банкротами и это только начало. Экономика с каждым днем продолжает падать вниз. В области торговли производители начинают поднимать цены, что бы хоть как то удержаться на плаву. Но не думают о том, что люди не могут приобрести товар за такую повышенную цену, зарплаты сокращают по неизвестной причине. Адаптированные возможности может и спасут положение в стране, будем надеяться на лучшее.
Пандемия должна ускорить внедрение во все сферы экономики компьютерной модели управления и обслуживания. Мне кажется, что могут возобновиться большие дотации в создание ИИ. Сегодня все эти решения приносят не абстрактную прибыль (как это было вчера), а создают плацдарм для рывка, поэтому жду ускоренной модернизации всех отраслей.