vk.com

Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Михаил Синёв: Как пандемия повлияла на железнодорожные перевозки?

Время чтения: 7 мин.
Просмотров: 304

О работе Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) в сфере транспортных перевозок скоропортящихся грузов, #Трансформа1 рассказал ее президент Михаил Синёв.

 

Михаил Синёв: Как пандемия повлияла на железнодорожные перевозки?

 

Работа на рынке перевозок скоропортящихся грузов в 2020 году проходила в непростой ситуации. Разные эксперты (даже внутри нашей Ассоциации) по-разному оценивают прошедший период. Кто-то говорит о падении объемов, кто-то, наоборот, зафиксировал рост.

 

По данным АСОРПС, общий объем железнодорожных перевозок скоропортящейся продукции в 2020 году увеличился на 11,8% по сравнению с предыдущим годом. При этом внутренние перевозки выросли на 12,1%, экспорт – на 21,6%, транзит – на 7,8%.

 

Динамику показали перевозки в рефрижераторных контейнерах (+13%), а также универсальный подвижной состав – крытые вагоны (+18,3%) и контейнеры (+141,6%). Хорошие показатели универсального подвижного состава, скорее всего, произошли не из-за пандемии, а в силу вступления новых Правил перевозок скоропортящихся грузов, позволяющих грузоотправителю самому выбирать подвижной состав.

 

Первый квартал 2021 года не продемонстрировали впечатляющих показателей в отрасли, хотя март удивил игроков рынка взрывным ростом количества транспортных поставок продуктов. По сравнению с мартом 2020 года импорт вырос на 32%, экспорт – на 44%.

 

В основном это произошло из-за сезонных факторов: на это время пришлось резкое увеличение вылова рыбы на Дальнем Востоке и Камчатке. 

 

Как изменились цепочки поставок продуктов питания в пандемию?

 

Михаил Синёв: Как пандемия повлияла на железнодорожные перевозки?Читайте материал по теме:

Худший год в истории

Во время пандемии на международных направлениях автомобильные погранпереходы либо ограничили въезд машин, либо увеличили время на прохождение ими границы из-за карантинных процедур, либо полностью закрыли въезд.

 

В конце 2020 года Китай ввел жесткие ограничения на прием рыбы из других стран. В основном это коснулось морских портов. 

 

В связи с этим при планировании логистики участники рынка стали гибко подходить к выбору новых маршрутов, прежде всего железной дорогой как бесконтактного вида транспорта. Например, появилось новое экспортное направление транспортировки рыбопродукции Владивосток-Хуньчунь. Объем перевозок за 2020 год на данном направлении составил 11,5 тысяч тонн. Железнодорожный сервис осуществляет компания «Дальрефтранс». В этот же период возникает потребность экспортных рефрижераторных перевозок рыбопродукции из Владивостока в Европу. 

 

В декабре 2020 года начались поставки железной дорогой свинины, яиц, мороженого, шоколада, кондитерской продукции и косметики в Монголию, которая ранее из-за пандемии закрыла автомобильный переход. Железнодорожный сервис осуществляли компании «Рефагротранс», «Дальрефтранс» и «Полярная звезда».

 

Возобновились поставки небольших партий мяса из Монголии транзитом через Россию – во Вьетнам. В конце года на подмосковную железнодорожную станцию Селятино прибыл сцеп из Новороссийска с импортными фруктами (сервис компании «РЖД-Логистика» и ГК «Дело»).

 

Успешно стали привлекаться грузы на железную дорогу и с морского транспорта. В этом направлении проводилась активная работа с крупнейшими агрохолдингами страны («Мираторг» — мясо, Группа «Черкизово» — индейка, ГАП «Ресурс» — курица), экспортирующими свою продукцию в Китай. С Селятино до Находки-Восточной (эксп.) с лета 2020 года раз в неделю едет полносоставный поезд из 50 сорокафутовых рефконтейнеров (сервис компании «Полярная звезда»). Кроме того, отдельные сцепы из Селятино в составе поездов направляются во Владивосток (сервис компании «Дальрефтранс»). Такая перевозка дороже, зато быстрее. Морем до Китая грузы добираются 50 суток, по железной дороге – 25.

 

Создание единой нормативной базы

 

Ассоциации принимает все необходимые меры для выработки единых правил игры для участников рынка и считает, что отрасли они необходимы. С этой целью члены АСОРПС работают над проектом федерального закона о внедрении в процесс транспортировки и хранения продуктов питания непрерывной холодильной цепи (НХЦ), который бы позволил контролировать температурный режим груза от его погрузки и до прибытия в магазин. Такой мониторинг позволит улучшить качество продукции в торговых сетях, что позитивно скажется и на здоровье населения. Данная инициатива нашла поддержку на правительственном уровне, что дает надежду на урегулирование этого вопроса в обозримой перспективе. 

 

Основная проблема на данный момент состоит в том, что каждый из участников транспортной цепочки использует свои нормативы и технические решения при перевозке продуктов, что сопровождается избыточными трудозатратами и зачастую мешает сохранять требуемое качество груза. Кроме того, часть перевозчиков используют «лазейки» в законодательстве, чтобы удешевлять процесс доставки продуктов за счет потери его качества. Но поддержка со стороны федеральных органов власти дает надежду, что здравый смысл возобладает в этой области и будут соблюдены интересы как государства, так и крупного бизнеса.

 

Михаил Синёв: Как пандемия повлияла на железнодорожные перевозки?

 

Цифровая трансформация грузоперевозок

 

В данный момент ведется активная работа по внедрению НХЦ в процесс транспортировки и хранения продуктов питания. 

 

С июня по октябрь 2020 года АО «ГЛОНАСС» совместно с членами АСОРПС проводило эксперимент по сквозному контролю температурного режима при транспортировке скоропортящейся продукции с применением автоматизированной системы мониторинга на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» («АСМ ЭРА»), которая отвечала за сбор и обработку информации, содержащей координатно-временные и температурно-влажностные параметры. Помимо этого, система обеспечивала информационное взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») в соответствии с требованиями Россельхознадзора. В ходе перевозок у участников эксперимента и регулятора была возможность наблюдать через веб-интерфейс «АСМ ЭРА» за перемещением транспортных средств и контейнеров со скоропортящимися грузами, отслеживать соблюдение заданного температурно-влажностного режима. 

 

По итогам эксперимента общий пробег грузов под температурным контролем составил 145 785 километров. Самое длительное отслеживание соблюдения температурного режима составило 32 дня 23 часа 22 минуты при доставке продукции из города Артем Приморского края в Санкт-Петербург.

 

Участие в проекте приняли четыре оператора: ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные Системы», ООО «Полярная звезда» (до октября 2020 года – ООО «Аврора-Логистик»), ООО «МТ Рефтранс» и ООО «Дальрефтранс». При организации контроля температурного режима перевозимых грузов были задействованы разные типы навигационно-связного оборудования и регистраторов. При этом использовалось как внутриконтейнерное, так и оборудование, представленное ОАО «Позитрон» и ООО «Адвантум». Широкий круг участников позволил протестировать несколько схем размещения и корректность работы датчиков.

 

Результаты эксперимента были признаны положительными, о чем было доложено Минтрансом в правительство РФ. Современные спутниковые технологии и электронные датчики являются основой цифровизации отрасли. Их использование приведет к уменьшению физических проверок надзорных органов, в частности, позволит отказаться от ветеринарно-санитарного осмотра перевозимой продукции на конечном и промежуточных пунктах. Как итог – сократятся время доставки груза, финансовые и временные затраты участников рынка на оформление бумажных документов.

 

Еще один эксперимент прошел в сентябре прошлого года во время транзитной отправки грузов из Китая в Европу через территорию России. Транзитные декларации и сопроводительные документы оформлялись в электронном виде. Благодаря этому удалось сократить сроки доставки груза.

 

Внедрение электронных транспортных накладных, смарт-контрактов, контроль перевозок с помощью электронных пломб – это будущее нашей отрасли и путь к снятию административных барьеров.

 

Просветительская деятельность Ассоциации

 

Важная часть работы Ассоциации – просветительская деятельность среди потребителей с целью поднять уровень осведомленности о пользе потребления рыбы. Сейчас Россия – больше мясная страна, и использование рыбных продуктов в ежедневном рационе граждан страны не является для них приоритетом. Для популяризации рыбного ассортимента на столах домохозяйств в стране несколько лет назад было создано движение «Русская Рыба».  Задача — распространение необходимой информации о пользе даров моря, привлечение экспертов к работе в этой области, организация и проведение массовых мероприятий. 

 

Большую роль здесь играет и работа с маркировкой поставляемых продуктов питания из рыбы. Покупатель должен знать, какой технологический цикл прошла эта продукция, прежде чем очутиться на прилавке магазина. Идеальным решением в этом аспекте стало бы применение QR-кодов на упаковке, просканировав который, потребители имели бы исчерпывающую информацию о сроках поставки, соблюдении температурного режима и географии вылова рыбы.

 

Взаимодействие с государственными органами власти

 

Во время пандемии органы власти стали быстрее реагировать на запросы бизнеса, понимая, что только при совместной работе возможен постепенный выход из коронакризиса. Так, на базе РЖД создана рабочая группа, призванная в оперативном формате решать вопросы по транспортировке скоропортящихся продуктов питания. Кроме этого, в ведомстве функционирует цифровая площадка по грузовым перевозкам, с помощью которой заинтересованные лица могут дистанционно заказать услуги железнодорожного транспорта.

 

Росрыболовство регулярно проводит межведомственные совещания о своевременном вывозе рыбы с Дальнего Востока в центральную часть России. Россельхознадзор помогает оперативно оформлять таможенные документы, что ускоряет процесс трансграничной доставки товара.

 

Михаил Синёв: Как пандемия повлияла на железнодорожные перевозки?Читайте материал по теме:

Непотопляемые корабли

03.06.2021
Алена Владимирская: «Моргенштерн пробивает дорогу равноправию на рынке труда»
Алена Владимирская: «Моргенштерн пробивает дорогу равноправию на рынке труда»
Автоматизация, комбо-режим и разнообразие. Хедхантер и HR-консультант Алена Владимирская рассказала #Трансформа1, как меняется рекрутинг в новых условиях
Технологии, партнерства, государство: главные тренды рынка M&A в России
Технологии, партнерства, государство: главные тренды рынка M&A в России
Оксана Балаян - международный юрист в области корпоративных сделок, основатель BALAYAN GROUP, платформы по сопровождению сделок и инвестиций (M&A, PE, VC) дала интервью #Трансформа1
Максим Ноготков: «В России можно создавать компании, сразу выходящие на международные рынки»
Максим Ноготков: «В России можно создавать компании, сразу выходящие на международные рынки»
Основатель компании «Связной» Максим Ноготков рассказал #Трансформа1, как на Кремниевую долину повлияла пандемия, почему он переехал из Калифорнии во Флориду, и как Россия могла бы совершить технологический рывок
Михаил Воронин: «Через три года половина предпринимателей будет состоять в бизнес-клубах»
Михаил Воронин: «Через три года половина предпринимателей будет состоять в бизнес-клубах»
Основатель бизнес-клуба «Атланты» Михаил Воронин рассказал #Трансформа1, почему бизнес-сообщества популярны в мире и как к ним относятся в России, зачем предпринимателям объединяться и сколько стоит репутация
Катерина Герус: «Без внедрения ESG из кризиса не выйти»
Катерина Герус: «Без внедрения ESG из кризиса не выйти»
Основатель ESG Consulting, эксперт в сфере устойчивого развития
Алексей Комиссаров: «Эмпатия — важная компетенция лидера»
Алексей Комиссаров: «Эмпатия — важная компетенция лидера»
Генеральный директор АНО «Россия - страна возможностей», руководитель конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров дал интервью #Трансформа1
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo