Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Как решить проблемы рынка стартапов в России

Время чтения: 5 мин.
Просмотров: 143

 

  • Поддержка новых уникальных инновационных технологий и перспективных бизнес-моделей на рынке стартапов обеспечивается на государственном уровне во всех развитых странах. И здесь Россия не исключение. Одна из актуальных задач правительства – увеличение доступного венчурного капитала для финансирования стартапов до €30 млрд. Значительные средства уже вложены в развитие инновационных центров «Иннополис», «Сколково». Вклад государства в Российский фонд прямых инвестиций по оценкам экспертов в 2011году составил более $10 млрд. Основное предназначение фонда – обеспечение высокодоходных инвестиций в экономику России, а в его функции входит поиск соинвестирования в размере равном или превышающем его собственный вклад

 

  • Российское правительство объявило главной целью инвестиций в будущую поддержку стартапов в области инновационных технологий. В планах государства увеличение общей доли ИТ-индустрии в российском ВВП до 20 %. Если эта цель будет достигнута, то доля ИТ-сектора превысит долю основных производственных отраслей страны: металлургии, сельского хозяйства, производства удобрений. Инициированная правительством программа поддержки стартапа по разработке программного обеспечения предусматривает субсидии в размере 20 млрд руб. Помимо цифровых технологий, государство планирует развивать и другие сектора стартапов

 

  • Однако, на данный момент технологический рынок отечественных стартапов значительно уступает другим развитым странам. Так, по данным аналитического агентства DSight в 2019 году, Россия проиграла Израилю по следующим показателям: активные стартапы (Россия – 12 тыс. против 15 тыс. у Израиля); инвестиции (Россия $869 млн против $6,5 млрд Израиля); количество инвестиционных проектов (Россия 230 против 313 Израиля); объем продаж, выпуска акций на биржу (Россия $5,6 млрд против $9,9 млрд Израиля); количество дивестиций (Россия 38 против 80 Израиля). Такие скромные показатели можно объяснить тем, что основными участниками на рынке венчурных инвестиций в России являются компании, в которых основным или частичным собственником является государство: Сбербанк, «ВТБ Капитал», «Газпром», «Ростех», «Роснано» и другие

 

  • Причины заинтересованности государственных предприятий очевидны: в их распоряжении окажутся инновационные технологии, которые можно будет использовать в собственном бизнесе, что позволит расширить перечень своих услуг. Такие преимущества сыграют значительную роль в конкурентной борьбе с частными компаниями. Крупным отечественным частным предприятиям (МТС, «Лаборатория Касперского», «Яндекс», ЛУКОЙЛ, «Русал», «Северсталь»), чтобы занять лидирующие позиции, приходится создавать собственные институты поддержки стартапов. Их задача идти на опережение в поиске перспективных технологий, чтобы первыми успеть купить самые интересные из них. Но как правило, инвестиционный капитал частных отечественных источников очень ограничен

 

  • Одна из основных трудностей для российских создателей стартапов – заинтересованность отечественных вкладчиков и частных венчурных фондов исключительно в бизнес-проектах, позволяющих выйти на международный рынок. Иностранные инвесторы не спешат вкладываться в крупномасштабные проекты в отсутствие международных перспектив. Таким образом, российские инноваторы оказываются без финансирования, так как частные инвесторы ориентированы на международный рынок и зачастую свои небольшие средства они предпочитают вложить в зарубежные бизнес-проекты. В то же время финансируемые государством крупные российские игроки заинтересованы в инвестировании своих внутренних экосистем. Если же отечественный стартап получит иностранное финансирование, то он будет играть по правилам другого государства и перестанет быть ориентированным на российский бизнес. В итоге – новые технологии «уплывут» за границу, а Россия потеряет перспективный стартап

 

  • Также в России препятствием для инвестиций со стороны крупных иностранных фондов являются барьеры в виде несовершенного законодательства и налоговых рисков.Таким образом, очень низок процент идей, которые могут дойти до уровня уникального коммерческого проекта из-за нехватки средств на развитие и формирование продукта, а из тех, кто дорос до стартапа, до своего внедрения в жизнь в лучшем случае доживает один из десяти. Без оказания широкомасштабной государственной поддержки передовым бизнес-проектам на отечественном рынке победить просто невозможно

 

  • На западе система функционирует гораздо лучше. Например, на первоначальном этапе создания частного бизнеса запущены государственные меры поддержки: пакеты беспроцентных займов без обеспечения, обнуления процентной ставки и освобождения от налогов, субсидии; программы поддержки фаундеров. Вышеперечисленные инструменты могут быть использованы и российским государством для укрепления положения стартаперов на рынке. Также этой цели послужат сокращение бюрократической нагрузки и подключение к решению задач специализированных государственных структур, например, Российского банка реконструкции

 

  • Российским компаниям, желающим выйти на международные рынки помимо финансовой поддержки требуется создать стимулы для консолидации бизнес-потоков на родине. Этому может помочь совершенствование законодательства в части налогообложения и предложение стимулирующих опционов экспансии бизнеса за рубеж. Уже существующим и успешно развивающимся инновационным центрам требуется поддержка в продвижении за рубежом. В настоящее время большинство презентаций, питч-сессий, выставок технополиса «Москва» и фонда «Сколково» проходят в России

 

  • Часть зарубежных потенциальных клиентов, инвесторов и покупателей просто не знают об этих мероприятиях и не имеют возможности увидеть предлагаемые ими прогрессивные решения. Расширение аудитории, кооперация с зарубежными бизнес-ассоциациями поможет российским стартапам выйти на западный рынок. Чтобы стать конкурентоспособными на международном уровне, российским компаниям на самом первоначальном этапе следует ориентироваться как на внутренний, так и на внешний рынок, что позволит масштабировать решения и расширить круг заинтересованных лиц. Чтобы вырваться в лидеры, стартаперам необходима опора, и в этом качестве могут выступить «три кита»: конкурентоспособная бизнес-модель, поддержка государства и надежные фаундеры. Это позволит развивать успешные направления, которые удовлетворят потребности не только отечественной, но и мировой экономики
30.03.2021
JP Morgan вернет сотрудников в офисы
По словам исполнительного директора компании Джейми Даймона, только 10% персонала компании будут после пандемии трудиться из дома
Как изменилась офисная мода после пандемии
Во что сейчас предпочитают одеваться сотрудники компаний, возвращающиеся к офисной работе после года, проведенного на удаленке
Мир охватил дефицит устройств для доступа в интернет
Представители компаний, занимающиеся производством и поставками ИТ-оборудования, рассказали о причинах кризиса и способов его преодоления
Укрепление доверия к бизнес-экосистемам
Институт Хендерсона (BCG Henderson Institute, BHI) провел одно из первых глобальных исследований, посвященных фактору доверия в бизнесе
Как будет выглядеть «новая реальность» после пандемии
Аудиторская компания KPMG опубликовала данные опроса «Outlook Pulse Survey» в котором участвовали 500 топ-менеджеров со всего мира
Прозрачная экосистема перевозок
Как внедрение в работу сервиса «Яндекс.Маршрутизация», помогло компании «Балтика» вывести клиентский сервис на новый уровень
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo