Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Коворкинги потеряли треть выручки, но сумели переманить клиентов из бизнес-центров

Время чтения: 4 мин.
Просмотров: 49

Коворкинги потеряли треть выручки, но сумели переманить клиентов из бизнес-центров

 

  • Сильный спад на рынке офисной недвижимости в условиях пандемии практически не коснулся коворкингов. Несмотря на это, часть площадей все же свернули свою деятельность и ушли с рынка: за прошлый год было закрыто 14 тысячи кв. м. коворкингов, что составило 6% от всего объема рынка. Вместе с тем, крупные сетевые операторы смогли заполнить пустующие площади, привлекая якорных арендаторов по принципу built-to-suit.  Согласно данным компании Cushman & Wakefield суммарная площадь всех коворкингов российской столицы в 2020 году выросла с 187 тыс. до 249 тыс. кв. м., что по отношению к предыдущему году составило 29%. Одновременно на 20% выросло и предложение, которое пока не сравнимо с предыдущими годами, когда рост составлял от 39% до 43%

 

  • Выжить на нестабильном рынке операторам коворкингов помогла гибкая ценовая политика: бизнес пошел на заморозку цен, потеряв значительную часть планируемой выручки. Это позволило сохранить рабочие площадки, на которые обратили внимание крупные компании. При переводе сотрудников на смешанный режим работы, услуги коворкингов помогли крупным корпорациям сэкономить значительную часть своих бюджетов благодаря отказу от офисных помещений, владельцы которых решили не снижать арендную ставку в кризис. Все приведенные данные говорят об оптимизме участников рынка, которые рассчитывают на рост сегмента коворкингов

 

  • Опустевшие в пик пандемии рабочие площадки постепенно начали заполняться клиентами вместе со снятием карантинных ограничений. Если в летние месяцы заполняемость коворкингов практически равнялась нулю, то к концу осени она уже составила 75%, увеличившись к концу года в среднем еще на 10 %. По словам Георгия Голенева, гендиректора сети коворкингов «Ключ», все 13 площадок компании, общей площадью 60,5 тыс. кв. м. к концу года были заполнены «под завязку»

 

  • Несмотря на потери в коронавирус, операторы сохранили средний уровень цен на прежнем уровне, иногда устраивая акционные распродажи на ограниченный срок. Подобное снижение стоимости имеет под собой цель сохранить основной пул арендаторов, чтобы вместе дождаться окончания кризиса. Постоянные клиенты коворкингов могут рассчитывать на гибкую ценовую политику, так как сокращение выручки диктует особые правила при будущем ценообразовании

 

  • В пандемию изменился и портрет среднестатистического арендатора. Если раньше основными клиентами коворкингов были небольшие фирмы общим штатом не более 50 человек, то теперь их услугами пользуются крупные компании, численностью от 200 до 400 работников. Именно на них сейчас приходится до 65% всей выручки сетей. Во время коронавируса изменился и тип самого сотрудника, приходящего на работу в коворкинги. В большинстве случаев это персонал, переведенный на удаленную работу, который совмещает свою трудовую деятельность с нечастыми корпоративными встречами в едином пространстве. Наибольшей популярностью пользуется аренда переговорных комнат и офисов на один день, которые теперь измеряются не в квадратных метрах, а по количеству рабочих мест

 

  • Гибкий формат числа столов для сотрудников является для большинства компаний оптимальным решением, позволяя экономить на арендных платежах при сокращении количества персонала, и собирать вместе весь персонал компании для проведения общих собраний или тренингов. Коворкинги в своем прежнем значении, как открытое пространство, наполненное офисной мебелью, ушли в прошлое. Основной тренд сегодняшнего для — организация общего пространства, которое оперативно трансформируется под текущие задачи компании и располагает большим количеством функций: от создания опенспейсов до организации фуршетов с участием приглашенных гостей

 

  • За коворкингами большое будущее — уверены участники рынка. Новый формат практически не проигрывает традиционным офисам, одновременно позволяя бизнесу оптимизировать арендные платежи и помогает компаниям решать разноплановые задачи, «раскладывая» их под конкретную задачу. По мнению сетевых операторов, рост рынка продолжится, но его темпы существенно снизятся. На 2021 год общая площадь новых коворкингов, открытых в столице, составит 135 тыс. кв. м., что с уже существующими пространствами составит 383 135 тыс. кв. м. или 2% от общего числа офисов Москвы

 

  • В перспективе сфера открытых рабочих пространств составит до 20% от суммарного объема всех офисных помещений столицы. В нее войдут как классические коворкинги, так и смарт-офисы. Прошедший год выдался нелегким для большинства собственников этого вида бизнеса. Падение заполняемости до нулевых величин, при сохранении прежнего уровня арендных и коммунальных платежей, поставили часть компаний на грань выживаемости. Но благодаря изменившимся условиям ведения дел, рынок успешно прошел стадию трансформации, кратно увеличив свою емкость и заинтересованность со стороны крупных компаний
19.02.2021
Три совета для бизнес-лидеров
Как изменится бизнес после пандемии и что руководителям компаний ожидать в долгосрочной перспективе?
В чем сила доверия
Как восстановить авторитет бизнеса и государственных структур на фоне общего разочарования их действиями в пандемию
Как пандемия трансформировала рынок труда в США
Компания Deloitte выяснила, как удаленная работа из дома изменила повседневные привычки американцев и чем это обернулось для экономики Соединенных Штатов
Страховщики не торопятся в офисы
Согласно недавнему опросу руководителей страховых компаний по всему миру, большинство респондентов планируют вернуться к офлайн-работе не раньше 2022 года
Проблемы в бизнесе отходят на второй план
По опросам более 7 тыс. представителей малого и среднего бизнеса в России, количество сложностей в их работе постепенно сокращается
Время, вперед!
10 цифровых способов повысить производительность труда
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo