- Центр перспективных управленческих решений проанализировал международную практику прохождения пандемии. Примерно во всех странах с точки зрения внедрения цифровых сервисов или государственных решений на уровне средней бюрократии примерно одни и те же проблемы. Россия справляется с коронакризисом точно не хуже. За последний год в стране была создана довольно сильная база для резкого старта цифровой трансформации. Практически все региональные министры цифрового развития и немало госслужащих прошли обучение по программам подготовки кадров для трансформации системы госуправления
- Запрос на цифровую трансформацию со стороны госсектора за время пандемии изменился. С одной стороны, пришлось переводить госслужащих на удаленку, с другой — нужно было срочно запускать как новые сервисы, так и переводить в онлайн уже существующие — иногда в течение нескольких дней. Часто это делалось силами команд из 10-15 человек плюс подрядчики. Огромный пласт чиновников по-прежнему остается в парадигме «пересидели инновации — пересидели модернизацию — пересидим и цифровую трансформацию». Но этот сценарий больше не работает
- В ближайшие полтора-два года госсектор ожидает стремительный рост цифровизации. Люди привыкли к удобным коммерческим сервисам, и государство больше не может так сильно отставать. При этом привлекать в госсектор лидеров трансформации из бизнеса проблематично — по причине серьезного разрыва в уровне зарплат
- Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС выложил в открытый доступ прошлогодние учебные материалы. Ими пользуются муниципальные чиновники, школьные педагоги, часто по рекомендациям, и в отзывах пишут, как меняют свои рабочие процессы. Таким образом, интерес к цифровизации есть на всех уровнях
- Пандемия заставила обратить внимание на большое количество инфраструктурных проблем в социальной сфере — в том числе в образовании и здравоохранении. Существующая система работы нуждается в пересмотре. Цифровое неравенство сохраняется
- Пандемия подняла много этических вопросов. От того, как государство на них отвечает, зависит уровень доверия к нему. Региональные власти показали пример этичного обращения с данными — то, что было собрано сервисами мониторинга во время пандемии, было уничтожено. Иная ситуация в Москве — в столице данные пока только обещают удалить
- Бизнес должен подавать пример этичного обращения с данными. То количество персональной информации, которую собирают коммерческие компании, уже на порядок больше того, что мы отдаем государству. Люди должны иметь право сами решать, какими данными делиться
- Основная проблема российских сервисов, в том числе тех, которые создает бизнес — удобство пользователя. Если ситуацию удастся исправить — разработками заинтересуется и государство; учитывая курс на импортозамещение, это будет выгодно всем
- Цифровые инструменты дают массу вариантов сделать контрольно-надзорные решения для бизнеса более удобными и выгодными добросовестным предпринимателям
- Выяснилось, что удаленка отнимает больше сил, чем предполагалось. За время пандемии сотрудники выгорели, работодателям приходится это учитывать и искать разумный баланс между задачами, которые могут быть отработаны в режиме онлайн, и теми, что эффективнее решать в офисе
- Сейчас самое время учиться новым специальностям, вне зависимости от того, чем вы занимались до этого. Рынок труда переживает структурные изменения, без цифровых навыков оставаться конкурентоспособным невозможно
- Идеальное цифровое государство должно функционировать удобно, незаметно, этично