Первая платформа

о трансформации

российского бизнеса

Нарративная экономика и ее составляющие: как выйти за пределы системы Декарта и оценить ближайшее будущее

Источник: Republic

Глава Института исследований развивающихся рынков Московской школы управления «Сколково» Алексей Калинин, проанализировал основные элементы нарративной экономики, которая идет на смену привычной концепции постиндустриального общества.

  • Для описания процессов, происходящих в современной экономике, обычно используют систему координат, изобретенную Рене Декартом. Согласно существующей модели, в настоящий момент человечество переживает четвертую промышленную революцию. С ее позиций просматривается следующий этап развития социума, который получил название биоэкономической платформы. Эта модель включает в себя создание новых материалов и продуктов, использование которых будет происходить в гармонии с природой, и не будет нарушать созданный экологический баланс

 

  • Кроме экологической составляющей, новая платформа изменит в будущем экономические и социальные отношения, сделав их более прозрачными и понятными для составления долгосрочных прогнозов. В 2019 году в Японии в рамках встречи G20 на суд общественности была представлена концепция «Общество 5.0» – «общества воображения», которая придет на смену постиндустриальной модели. Согласно новой концепции, в недалеком будущем рутинная работа будет полностью заменена роботами и искусственным интеллектом, а человек займется исключительно генерированием новых идей и смыслов

 

  • Новое общество потребует новый язык, чтобы суметь описывать быстро меняющуюся действительность. Современная терминология должна прийти на смену устоявшимся понятиям и смыслам, которые за ними стоят. Появление новых образов позволит рациональнее конструировать будущее, моделируя переход от технологического состояния социума к режиму всеобщего благосостояния и благоденствия

 

  • Описанный выше процесс развития удобен для формирования новых смыслов, но не исчерпывается ими полностью. В прошлом, физики неоднократно прилагали усилия по выходу за пределы декартовых осей, чтобы собрать прошлое, настоящее и будущее воедино. Теоретическая составляющая этих идей важна, но мало применима на текущий момент. Куда более интересна практическая часть этих изысканий. Она позволяет принять за аксиому предположение о том, что за одну и ту же единицу времени создаются разные по своему значению и практическому применению ценности, которые в материальном отношении выглядят совершенно одинаково

 

  • В современной экономике наибольшее значение имеют не сами объекты, а их интерпретация для массового потребителя: личное объяснение функций товара становится прерогативой клиента, а не производителя. В интерпретации нобелевского лауреата Роберта Шиллера совокупность подобных действий потребителей получило название нарративной экономики. Согласно этим исследованиям, люди готовы платить не столько за конкретную пользу товара, сколько за эмоции, которые дает им обладание этим продуктом

 

  • Еще одна сторона нарративной экономики – ее креативная составляющая. Этот фактор проявляется в создании передовых технологий и идей, способных предвосхитить появление новых запросов в обществе, в попытке разрешить проблемы до их возникновения в глобальном масштабе. Сегодня размер креативной экономики в мире составляет порядка $3 трлн

 

  • Важным аспектом такой экономики является принцип sharing economy, который позволяет рационально строить потребление, не допуская перепроизводства товаров и услуг на рынке. Эта экономика включает в себя ряд сервисов, которые вошли не так давно в обиход: речь идет про систему каршеринга, фриланса, коворкинга, краудфандинга и другие подобные вещи. На данный момент ее размеры оцениваются в $300 млрд, показывая ежегодный рост в 20%. В итоге все три вышеперечисленных фактора нарративной экономики дают синергетический эффект в $10 трлн

 

  • С точки зрения нарративной экономики – текущая ситуация с коронавирусом является источником для актуализации новых идей и смыслов. Пандемия Ковид-19 несет за собой пандемию идей, схожих по своей степени влияния на общество. Формирующийся креативный класс новой экономики синтезирует новые принципы существования социума в недалеком будущем, одновременно стирая границы своего бытия в физическом мире: перехода на удаленную работу и перевода своей жизнь в режим онлайн

 

  • В новых условиях многие компании теряют физические очертания, переводя работу в дистанционный формат. Меняется структура организации, сотрудники разделены между собой в пространстве, где основным средством общения стал интернет. Меняются способы для обмена идеями и совместной работы, по-иному проходит процесс обучения и повышения квалификации, трансформируется психология работы в команде

 

  • Перечисленные понятия прежде всего касаются экономики впечатлений. Все те эмоции, которые люди привыкли получать в концертных залах, музеях, клубах, ресторанах – из-за пандемии были перенесены в цифровую область деятельности человека. Большое распространение получили вечеринки, осуществляемые через цифровые платформы, приобретают популярность онлайн-концерты и посещение выставок в дистанционном формате. Подавляющее число людей «переселились» в онлайн, что повлекло за собой расширение предложений по созданию виртуальных пространств и формированию новых интернет-сообществ
14.09.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Важность момента
В эпоху нестабильности главным фактором для выживаемости на рынке труда становится гибридность
Бренд с человеческим лицом
Эмпатия, рациональность и минимализм — вот новые слагаемые успешных брендов в наступившем году
Восемь юридических трендов 2021 года
Что изменится в жизни юристов в новом году, с чем им придется работать и к чему готовиться
Кризис в контексте инноваций
Почему разработка новых идей и стимулирование изменений проще проходят во время чрезвычайных ситуаций
Одиноки ли члены вашей команды?
Несмотря на преобладание командных отношений на рабочем месте, многие сотрудники по-прежнему чувствуют себя изолированными от своих коллег
Преобразующая сила рекомендаций
Рекомендательные сервисы все чаще влияют на выбор клиента, формируя его на основе анализа потребительских предпочтений
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo