Японский одежный ритейлер Uniqlo начал сокращать свою сеть в России

Uniqlo уведомила персонал компании о подготовке отдельных временно остановленных магазинов к полному закрытию, сообщил «Ведомостям» один из сотрудников компании. По его словам, ритейлер вызвал менеджеров в некоторые из них, чтобы собрать с витрин товары и подготовить их к вывозу. Ему не известно точное число магазинов, которые планируется сократить, но, согласно данным японского сайта Uniqlo, в России свернуты уже как минимум две точки: по состоянию на март их было 50, а на конец сентября – уже 48.

О планах японской компании полностью закрыть часть точек в России знают также два консультанта, работавшие на рынке торговой недвижимости. К примеру, руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP Надежда Цветкова утверждает, что пока сокращения идут в основном в регионах. Называть конкретные торговые центры она не стала, но таких объектов у Uniqlo, по данным на начало марта, было 29. По словам Цветковой, товарные запасы компания, скорее всего, перевезет на хранение во флагманские магазины, а также в те точки, где невозможно быстро расторгнуть договоры аренды. Запрос «Ведомостей» в Uniqlo остался без ответа.

Японская компания Fast Retailing, владеющая брендом Uniqlo, объявила о приостановке деятельности в России 10 марта 2022 г. из-за «возникших трудностей». Это случилось спустя всего несколько дней после того, как ее генеральный директор Тадаши Янаи заявил, что ритейлер продолжит работать у нас в стране. «Одежда – это предмет первой жизненной необходимости, и россияне имеют то же самое право жить, как и мы», – говорил он.

В отчетности Fast Retailing за 2021/22 г. (финансовый год в Японии закончился 31 августа) все финансовые показатели компании уже указаны без учета России. Но в документе сказано, что [временное] закрытие магазинов в этой стране привело к существенному сокращению выручки и операционным издержкам местного подразделения, сумма убытков там тоже не раскрывается. При этом влияние российского бизнеса «на консолидированные результаты остается ограниченным», уточняется в отчетности. По итогам 2021/22 г. Fast Retailing сообщила о рекордной выручке в 2,3 трлн иен ($15,7 млрд), которая была получена благодаря восстановлению продаж после спада пандемии. Что касается российского ООО «Юникло рус», то, по данным «СПАРК-Интерфакса», его выручка по итогам 2021 г. составила 26,9 млрд руб., а чистая прибыль – 4,1 млрд руб.

Материал по теме Uniqlo разбирает гардероб

Окончательное закрытие части российских магазинов позволит Uniqlo сократить издержки, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. В этом плане ей по сравнению с другими международными фэшн-брендами легче, так как у нее нет большого количества торговых точек, отмечает консультант по недвижимости Анна Савенко. По ее мнению, оптимальным решением было бы закрытие наименее прибыльных магазинов или точек, у которых заканчиваются договоры аренды. Сред них – объекты в торговых центрах«Гудзон», «Европолис», «Ривьера», «Каширская плаза» или «Мега Белая дача». Сотрудник Uniqlo слышал, что компания ведет переговоры с «Гудзоном» и «Мега Белая дача» о расторжении договоров аренды. Представители самих торговых центров на запрос «Ведомостей» не ответили.

Кроме того, из базы арбитражных судов следует, что ООО «Юникло рус» судится с ООО «Просперити», которое управляет комплексом «Красный кит» в Мытищах. «Просперити» подала к ритейлеру два иска почти на 3,1 млн руб. Из материалов дела следует, что это долг по аренде и штраф за неосуществление коммерческой деятельности. Но по первому иску суд отказался признавать долг, указав, что, согласно договору, арендная плата равна 6% с оборота, а раз у магазина нет выручки, то и плата взиматься не должна. Но при этом он признал, что за каждый день простоя Uniqlo должна платить торговому центру 15 000 руб. (получается 420 000–465 000 руб. в месяц) либо до даты, когда ритейлер откроет точку, либо до момента расторжения договора. Выйти из этого соглашения компания сможет только 5 января 2023 г. Апелляция оставила решение в силе, истец оспаривает выводы суда в кассационной инстанции. Рассматривать второй иск суд отказался.

Планирует ли Uniqlo открыть оставшиеся в России магазины, неизвестно. По словам Савенко, в случае окончательного ухода компания вряд ли будет вывозить товары из страны. Их, скорее всего, свезут в ключевые магазины (например, в «Атриуме») и распродадут. Но, по мнению Цветковой, таких товаров, скорее всего, осталось немного: перед закрытием точек Uniqlo уже провела распродажу запасов, а новых поставок у нее не было.

Продукция компании недавно появилась и на маркетплейсах – сначала на Ozon и СДЭК Shopping со сроками доставки около месяца. Представитель последнего сообщал, что эта одежда ввозится из Польши. Товары Uniqlo появились и на Lamoda. В этой компании пояснили, что это оригинальные товары, авторизованные официальным представительством бренда на территории России, которые доставляются со склада в Подмосковье.

Оптимизацию издержек запустят все приостановившие свою деятельность в России ритейлеры, полагает Савенко. По данным NF Group, за девять месяцев 2022 г. приостановили работу 180 международных брендов, 15 объявили об уходе, а еще 17 перезапустили бизнес под новыми вывесками. О сокращении числа магазинов в России ранее заявляла H&M. По мере распродажи товарных остатков ритейлер полностью уйдет из страны. Свои сети свернули шведская IKEA и датская Jysk, оба ритейлера начали ликвидацию юрлиц. Часть магазинов в России закрыла и Huawei, но уже из-за нехватки товара.

 

Источник: Ведомости