vk.com

Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Опора на собственные силы

Время чтения: 5 мин.
Просмотров: 130

Опора на собственные силы

 

Швейцария знаменита  своими часами. Но есть там и другой вид бизнеса, отличающийся неизменным постоянством на протяжении большей части своей истории. Это Nestlé, крупнейшая в мире продовольственная компания. Основанная в 1860-х годах в Веве, небольшом городке на берегу Женевского озера, остающемся ее штаб-квартирой по сей день, она долгое время считалась обособленной компанией-гигантом со скрытной культурой, которая периодически сталкивалась со скандалами. Тем не менее каждый день люди потребляют миллиард видов ее продукции. В прошлом году продажи компании превысили $93 млрд. Если мы измерим эту сумму в чашках кофе, то речь пойдет о 100 млрд штук. При рыночной стоимости в $320 млрд, Nestlé стоит больше, чем Royal Dutch Shell, крупнейшая энергетическая компания континента, и SAP — европейский гигант в сфере программного обеспечения.

 

Образцом надежности были и другие мировые продовольственные компании: Campbell’s, Danone, Kraft Heinz и Unilever, которые также могут похвастаться более чем столетней историей. Однако, пять лет назад, на фоне резкого замедления роста, отрасль внезапно оказалась в осаде. 3G, бразильская группа прямых инвестиций, стремящаяся к безжалостному сокращению расходов, объединила H.J. Heinz и Kraft Foods. Два года спустя, американские активисты нацелились на Nestlé, требуя аналогичных действий. В том же году Kraft Heinz попыталась, но не смогла поглотить Unilever. Позже в компании увидели, что их прибыль резко упала, в результате чего бразильская инвестиционная группа 3G была стерта в порошок.

 

Сейчас сфера потребительских товаров в Европе растет вдвое быстрее, чем десять лет назад. Никто не разбирается в управлении ею так же хорошо, как Марк Шнайдер, первый исполнительный директор Nestlé, впервые пришедший в компанию со стороны за последние 100 лет.

 

Г-н Шнайдер, прямолинейный немец с американским паспортом, который обожает остроумные комментарии, является идеальной персоной для хедж-фондов. Он не склонен к панике и никогда не останавливается на достигнутом. Он пришел не из пищевой промышленности, поэтому смотрит на все свежим взглядом. Он осуществил то, что Мартин Дебу из банка Jefferies, называет «версией блэризма для руководителей», придерживаясь курса между агрессивными целями по рентабельности, к которым стремятся американцы, и скупой манерой реструктуризации, распространенной в Швейцарии. Самое важное — он вернул уверенность в показателе роста продаж, который упал в Nestlé в три раза, с 7,5% в 2011 году до 2,4% в год начала его руководства. Благодаря Шнайдеру, теперь все стало по другому.

 

Значение роста продаж продуктов питания трудно переоценить. Брокер Бернштейн называет это «источником жизненной силы» в отрасли. В последние годы этому препятствовало изменение режима питания, цифровизация, дефляция в некоторых частях мира и инерционность стран с формирующимися рынками: Шнайдер всегда находил меры по урегулированию ситуации.

 

Первой мерой была инновационность. Благодаря рынку электронной коммерции, небольшие стартапы смогли подвинуть компании-тяжеловесы и начать продавать товары напрямую потребителям. В ответ, Шнайдер стал оперативно выводить идеи Nestlé на рынок, зачастую в цифровом виде. По его словам, три года, которые им потребовались, подойдут для производства автомобиля, но не для плитки шоколада. Теперь он работает над новыми идеями по производству противоаллергической продукции для кошек и вегетарианских гамбургеров. Во-вторых, он смог заключить сделки поистине революционного характера. За шесть месяцев, прошедших после лицензирования кофе Starbucks в 2018 году, Nestlé смогла выпустить 24 вида продукции этой сети. В-третьих, он покупал и продавал компании, поддерживая быстрорастущие виды бизнеса в сфере диетического питания и продавая обычные, как например, производителя мороженого из Америки и упаковщика мяса из Европы.

 

В Nestlé ускорили рост и в других сферах деятельности. Компания неуклонно продвигает свою активность на рынке элитных товаров. В прошлом году, доля продаж в премиальном сегменте выросла более чем на четверть, включая такие товары, как капсулы Nespresso «Flat White Over Ice». Кроме этого, в компании увлеклись производством растительной пищи и других полезных продуктов. Благодаря этим шагам компания пытается улучшить свою репутацию в области устойчивого развития. 3 декабря в компании сообщили, что в течение следующих пяти лет они инвестируют 1,2 млрд швейцарских франков ($1,3 млрд), содействуя фермерам в деле повышения качества почвы в рамках программы по борьбе с изменением климата на общую сумму в 3,2 млрд швейцарских франков. В компании также пообещали сделать свою упаковку пригодной для вторичной переработки или повторного использования к 2025 году. Таким образом, в компании предпринимают попытки облагородить свой имидж, который отпугивал не только молодых покупателей, но и людей состоятельного класса.

 

Инвесторы были впечатлены проводимыми изменениями. Как отмечает г-н Дебу, благодаря росту цен на акции, Nestlé продемонстрировала свой выход из кризиса, хотя, возможно, говорить об этом еще рано. Рост продаж до сих пор не восстановился до уровня в 4-6% в год, которые были обещаны фирмой. По-прежнему наблюдается отставание в области детского питания. Та же ситуация и с водой, в виде самых дешевых видов продукции в бутылках, потребляемыми в офисах, которые пострадали от пандемии. Nestlé не застрахован от отраслевых проблем. Замедляется рост потребления продукции в странах с развивающейся рыночной экономикой, поскольку люди там стали меньше тратить денег на лакомства и больше на цифровые товары, а низкие доходы молодежи ослабили их аппетит к продукции премиум-класса.

 

Компанию Nestlé вирус не коснулся в полной мере. Большинство видов ее продукции предназначается для дома, поэтому дополнительные продажи с лихвой перекрыли потери в кондитерской области. Компания Danone, главный европейский конкурент Nestlé, который старался не отставать от Nestlé в начале года, сдал свои позиции.

 

И все же г-н Шнайдер не является беззаботным оптимистом. На недавней встрече, состоявшейся через Zoom и проходившей на фоне эйфории фондового рынка по поводу перспектив от новой вакцины для COVID-19, он проявил осмотрительный подход. Как бывший руководитель в сфере здравоохранения, он выразил сомнения в способности сохранения вакцины при необходимой температуре в развивающихся странах. Чем больше времени потребуется на распространение вакцины, тем выше будут накапливаться государственные долги и тем больше будет вероятность долгосрочных последствий. Кроме того, он отметил, что надвигается демографическая проблема, связанная с увеличением числа пожилых людей, нуждающихся в медицинской помощи. «Я довольно сдержан в своих прогнозах», — признает он. Но за свою более чем 150-летнюю историю в компании Nestlé переживали и худшие времена.

18.12.2020

Подпишитесь, чтобы получать больше информации о развитии российского бизнеса от #Трансформа1

Подписаться
10 идей для эффективного управления трансформацией
10 идей для эффективного управления трансформацией
10 идей, которые помогут вам эффективно управлять трансформацией и повысить шансы на успех в развитии бизнеса
Неотложная помощь на расстоянии — о телемедицине и удаленной диагностике
Неотложная помощь на расстоянии — о телемедицине и удаленной диагностике
Джон Каликс, глава компании SOC Telemed – лидера услуг телемедицины, рассказал о росте в сфере удаленной диагностики в пандемию и перспективах на 2021 год
Слагаемые цифровизации
Слагаемые цифровизации
Глава Vodafone Business Винод Кумар рассказал об усилиях компании по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса в процессе цифровой трансформации
Отпуск всему голова
Отпуск всему голова
Генеральный директор компании Okta попросил всех сотрудников сообщать о своих отпусках, чтобы не допустить эмоционального выгорания на рабочем месте
Кризис – хорошее время для нового бизнеса
Кризис – хорошее время для нового бизнеса
Роксана Варза, глава крупнейшего в Европе центра стартапов Station F рассказала, как компания перешла на онлайн-поддержку и стала обслуживать предпринимателей удаленно
Путешествия набирают обороты
Путешествия набирают обороты
Как Airbnb адаптируется к новым условиям ведения бизнеса, учитывая как интересы собственников жилья, так и эпидемиологическую безопасность туристов
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo