Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Пандемия ускорила технологическую революцию

Время чтения: 6 мин.
Просмотров: 37

 

За последнее время технологический прогресс опередил самые смелые прогнозы. Искусственный интеллект, о котором еще недавно говорили только в сослагательном наклонении, сейчас стал неотъемлемой частью жизни и все чаще берет на себя роль добровольного помощника, опережая потребности в своих услугах. Система больших данных научилась делать выводы из торговых предпочтений потребителей, самостоятельно формируя далекоидущие планы относительно развития глобальной экономики. Другая область инноваций — биотехнологии, сферы применения которой давно перешагнули чисто научные изыскания и стали прикладной областью в жизни человека. Четвертая технологическая революция, свидетелем которой пришлось стать современному человеку, обещает еще немало сюрпризов, главным из которых может стать доступность приватной информации в процессе ее обработки роботами.

 

Ускорение цифровой трансформации

 

Трансформация цифрового сектора произошла во многом «благодаря» пандемии, которая запустила ранее неведомые процессы в работе, общении и экономической деятельности. Пока не собрано большого количества данных, способных построить хоть какой-то прогноз, касательно дальнейшего развития этой сферы и глубины ее влияния на жизнь людей. Однако за тот небольшой промежуток времени, который прошел с начала распространения вируса и ускоренного перехода в онлайн большинства населения разных стран — появилось множество предположений и прогнозов о дальнейшем существовании цифры в обыденной жизни: от самых радужных до эсхатологических вариантов развития событий. Разные слои общества по-разному воспринимают новую действительность, применяя к ней свою шкалу оценки и степень ее влияния на повседневность.

 

Потребители

 

В пандемию процесс цифровизации для потребителей стал обязательной опцией. В условиях локдауна и почти полного перехода всех общественных процессов в режим онлайн, людям пришлось принять навязанные правила игры и, отбросив предрассудки, сообща включиться в процесс «цифровой жизни». Учеба, работа, получение социальных льгот, общение с родными и близкими почти полностью ушло в онлайн, не оставив вариантов даже для лиц преклонного возраста избежать своей участи. Безопасность в этом аспекте вышла на первый план, «подмяв» под себя все остальные интересы социума. 

 

Регулирующие органы

 

Новые времена заставили органы власти быстрее реагировать на возникающие потребности в законодательном регулировании у общества и бизнеса. Государство быстро поняло, какие выгоды ей сулит всеобщая цифровизация. Повышения уровня контроля за обществом, социальные процессы, которые теперь можно отслеживать в реальном времени, системы больших данных, на основе которых теперь можно строить прогнозы поведения значительных социальных пластов — все это сподвигло чиновников активно включиться в повсеместную цифровизацию. Кроме регулирования общественных процессов, цифра пришла и в медицину, где возможность удаленной постановки диагноза, позволило частично «закрыть» проблемы с медицинским обслуживанием в труднодоступных местах. Усиление финансового контроля тоже не прошло стороной от контролирующих органов, которые благодаря повальной цифровизации, усилили свое внимание на банковских операциях физических лиц.

 

Бизнес

 

Введение повсеместного локдауна и последовавший за ним тотальный перевод персонала на удаленную работу, потребовал от бизнеса решительных действий по цифровизации большинства бизнес-процессов. От качества ускорения зачастую зависела выживаемость той или иной компании на рынке в кризис. Массовый отток потребителей привел к новым формам работы в маркетинге, которые потребовали большего количества данных для прогнозирования рынка в условиях пандемии. Привлечение к работе систем искусственного интеллекта опередило время в среднем на 2–3 года, позволив оперативно запустить процессы, о которых специалисты еще недавно говорили только в будущем наклонении. Рынок труда тоже не остался в стороне от внедрения новых форм учета в условиях увеличения безработицы среди населения: перераспределение освободившихся кадров на новые специальности и связанное с этим дистанционное обучение заставило бизнес трансформировать свой подход к оптимизации этих процессов и инвестировать дополнительные ресурсы в эту сферу.

 

Мониторинг и отслеживание контактов и слежка

 

Для купирования последствий пандемии и борьбой с нераспространением ее штаммов, самым эффективным способом стал мониторинг заболевших. Повсеместная установка видеокамер и внедрение искусственного интеллекта в обработку полученных данных, позволило остановить вал бесконтрольного распространения вируса от инфицированных людей, которые не всегда соблюдают требования социальной изоляции. Таким образом, отслеживание контактов и мониторинг инфицированных лиц являются самой действенной мерой по пресечению расширения Ковид-19, наряду с профилактикой и поиском вакцины против этого заболевания. Одновременно между мониторингом и слежкой проходит очень тонкая грань, которую можно использовать во вред при потере конфиденциальных данных или умышленную их передачу «на сторону». В связи с этим, стоит вспомнить об этических императивах, необходимых в работе с личными данными людей и перемещением их в пространстве. 

 

В качестве позитивного примера подобной деятельности стоит привести опыт Министерства здравоохранения Сингапура, которое во время пандемии выпустило мобильное приложение TraceTogether, в котором его разработчикам удалось найти необходимый баланс между общественной пользой и сохранением приватных данных пользователей. Данное приложение позволяет выявлять все нежелательные контакты зараженных лиц, одновременно сохраняя инкогнито для его пользователей. Программа была выпущена с открытым кодом, что поможет ее адаптировать и в других странах мира для решения схожих задач.

 

Подобные работы с весны 2020 года ведутся и в глобальном масштабе: интернет-корпорации Amazon и Facebook еще в апреле заявили о начале работ для создания мобильного приложения, которое бы охватывало большинство жителей планеты и позволяло отслеживать компетентным органам перемещения среди носителей вируса. Это благое начинание, к сожалению, не будет работать без добровольной передачи личных данных от его пользователей. При общем количестве смартфонов в мире в размере 5,2 млрд экземпляров, эта задача уже не кажется столь невыполнимой. 

 

При возвращении части людей к офисной работе, они могут столкнуться с повышенным вниманием к себе со стороны следящих за ними средств видеофиксации, управление которыми в условиях пандемии обрело новые возможности по обработке данных и их трансформации в слежку за сотрудниками. Представители гражданского общества выражают беспокойство на этот счет, полагая, что бесконтрольный сбор данных может вылиться в повсеместный контроль за действием подчиненных со стороны руководства компаний. 

 

Угроза антиутопии

 

Все вышеперечисленные страхи и фобии при желании можно легко трансформировать в жанр антиутопии. Окружающий технологичный мир, «нашпигованный» большим количеством следящих устройств, и повсеместное возрастание роли контролирующих и регулирующих органов способны заразить общество манией преследования и наделить ее способностью видеть черную кошку в темной комнате даже при ее отсутствии. Если в ближайшее время не будет найден компромисс между двумя сторонами, и технологическая составляющая не перестанет довлеть над общественным мироустройством и человеческими отношениями, мир может ждать небывалая катастрофа тоталитаризма, отчасти описанная Дж. Оруэллом в известном романе 1984. То, что начинается как благо, со временем может превратиться во зло, расширяя зону вмешательства государства и крупного бизнеса в частную жизнь людей.

07.12.2020
Укрепление доверия к бизнес-экосистемам
Институт Хендерсона (BCG Henderson Institute, BHI) провел одно из первых глобальных исследований, посвященных фактору доверия в бизнесе
Как будет выглядеть «новая реальность» после пандемии
Аудиторская компания KPMG опубликовала данные опроса «Outlook Pulse Survey» в котором участвовали 500 топ-менеджеров со всего мира
Прозрачная экосистема перевозок
Как внедрение в работу сервиса «Яндекс.Маршрутизация», помогло компании «Балтика» вывести клиентский сервис на новый уровень
Можно ли преодолеть кризис доверия?
Какие меры следует предпринять руководителям, чтобы восстановить доверительные отношения между сотрудниками после пандемии. Кризис доверия - инструменты преодоления
15 методов для эффективного управления временем
Как правильно расставлять приоритеты, планировать дела и структурировать задачи – в обзоре самых популярных и действенных техник тайм-менеджмента
Бизнес нарастил обороты
«Финэкспертиза» опубликовала отчет о состоянии экономики РФ после коронавирусного спада
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo