vk.com

Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Пандемия ускорила технологическую революцию

Время чтения: 6 мин.
Просмотров: 221

Пандемия ускорила технологическую революцию

 

За последнее время технологический прогресс опередил самые смелые прогнозы. Искусственный интеллект, о котором еще недавно говорили только в сослагательном наклонении, сейчас стал неотъемлемой частью жизни и все чаще берет на себя роль добровольного помощника, опережая потребности в своих услугах. Система больших данных научилась делать выводы из торговых предпочтений потребителей, самостоятельно формируя далекоидущие планы относительно развития глобальной экономики. Другая область инноваций — биотехнологии, сферы применения которой давно перешагнули чисто научные изыскания и стали прикладной областью в жизни человека. Четвертая технологическая революция, свидетелем которой пришлось стать современному человеку, обещает еще немало сюрпризов, главным из которых может стать доступность приватной информации в процессе ее обработки роботами.

 

Ускорение цифровой трансформации

 

Трансформация цифрового сектора произошла во многом «благодаря» пандемии, которая запустила ранее неведомые процессы в работе, общении и экономической деятельности. Пока не собрано большого количества данных, способных построить хоть какой-то прогноз, касательно дальнейшего развития этой сферы и глубины ее влияния на жизнь людей. Однако за тот небольшой промежуток времени, который прошел с начала распространения вируса и ускоренного перехода в онлайн большинства населения разных стран — появилось множество предположений и прогнозов о дальнейшем существовании цифры в обыденной жизни: от самых радужных до эсхатологических вариантов развития событий. Разные слои общества по-разному воспринимают новую действительность, применяя к ней свою шкалу оценки и степень ее влияния на повседневность.

 

Потребители

 

В пандемию процесс цифровизации для потребителей стал обязательной опцией. В условиях локдауна и почти полного перехода всех общественных процессов в режим онлайн, людям пришлось принять навязанные правила игры и, отбросив предрассудки, сообща включиться в процесс «цифровой жизни». Учеба, работа, получение социальных льгот, общение с родными и близкими почти полностью ушло в онлайн, не оставив вариантов даже для лиц преклонного возраста избежать своей участи. Безопасность в этом аспекте вышла на первый план, «подмяв» под себя все остальные интересы социума. 

 

Регулирующие органы

 

Новые времена заставили органы власти быстрее реагировать на возникающие потребности в законодательном регулировании у общества и бизнеса. Государство быстро поняло, какие выгоды ей сулит всеобщая цифровизация. Повышения уровня контроля за обществом, социальные процессы, которые теперь можно отслеживать в реальном времени, системы больших данных, на основе которых теперь можно строить прогнозы поведения значительных социальных пластов — все это сподвигло чиновников активно включиться в повсеместную цифровизацию. Кроме регулирования общественных процессов, цифра пришла и в медицину, где возможность удаленной постановки диагноза, позволило частично «закрыть» проблемы с медицинским обслуживанием в труднодоступных местах. Усиление финансового контроля тоже не прошло стороной от контролирующих органов, которые благодаря повальной цифровизации, усилили свое внимание на банковских операциях физических лиц.

 

Бизнес

 

Введение повсеместного локдауна и последовавший за ним тотальный перевод персонала на удаленную работу, потребовал от бизнеса решительных действий по цифровизации большинства бизнес-процессов. От качества ускорения зачастую зависела выживаемость той или иной компании на рынке в кризис. Массовый отток потребителей привел к новым формам работы в маркетинге, которые потребовали большего количества данных для прогнозирования рынка в условиях пандемии. Привлечение к работе систем искусственного интеллекта опередило время в среднем на 2–3 года, позволив оперативно запустить процессы, о которых специалисты еще недавно говорили только в будущем наклонении. Рынок труда тоже не остался в стороне от внедрения новых форм учета в условиях увеличения безработицы среди населения: перераспределение освободившихся кадров на новые специальности и связанное с этим дистанционное обучение заставило бизнес трансформировать свой подход к оптимизации этих процессов и инвестировать дополнительные ресурсы в эту сферу.

 

Мониторинг и отслеживание контактов и слежка

 

Для купирования последствий пандемии и борьбой с нераспространением ее штаммов, самым эффективным способом стал мониторинг заболевших. Повсеместная установка видеокамер и внедрение искусственного интеллекта в обработку полученных данных, позволило остановить вал бесконтрольного распространения вируса от инфицированных людей, которые не всегда соблюдают требования социальной изоляции. Таким образом, отслеживание контактов и мониторинг инфицированных лиц являются самой действенной мерой по пресечению расширения Ковид-19, наряду с профилактикой и поиском вакцины против этого заболевания. Одновременно между мониторингом и слежкой проходит очень тонкая грань, которую можно использовать во вред при потере конфиденциальных данных или умышленную их передачу «на сторону». В связи с этим, стоит вспомнить об этических императивах, необходимых в работе с личными данными людей и перемещением их в пространстве. 

 

В качестве позитивного примера подобной деятельности стоит привести опыт Министерства здравоохранения Сингапура, которое во время пандемии выпустило мобильное приложение TraceTogether, в котором его разработчикам удалось найти необходимый баланс между общественной пользой и сохранением приватных данных пользователей. Данное приложение позволяет выявлять все нежелательные контакты зараженных лиц, одновременно сохраняя инкогнито для его пользователей. Программа была выпущена с открытым кодом, что поможет ее адаптировать и в других странах мира для решения схожих задач.

 

Подобные работы с весны 2020 года ведутся и в глобальном масштабе: интернет-корпорации Amazon и Facebook еще в апреле заявили о начале работ для создания мобильного приложения, которое бы охватывало большинство жителей планеты и позволяло отслеживать компетентным органам перемещения среди носителей вируса. Это благое начинание, к сожалению, не будет работать без добровольной передачи личных данных от его пользователей. При общем количестве смартфонов в мире в размере 5,2 млрд экземпляров, эта задача уже не кажется столь невыполнимой. 

 

При возвращении части людей к офисной работе, они могут столкнуться с повышенным вниманием к себе со стороны следящих за ними средств видеофиксации, управление которыми в условиях пандемии обрело новые возможности по обработке данных и их трансформации в слежку за сотрудниками. Представители гражданского общества выражают беспокойство на этот счет, полагая, что бесконтрольный сбор данных может вылиться в повсеместный контроль за действием подчиненных со стороны руководства компаний. 

 

Угроза антиутопии

 

Все вышеперечисленные страхи и фобии при желании можно легко трансформировать в жанр антиутопии. Окружающий технологичный мир, «нашпигованный» большим количеством следящих устройств, и повсеместное возрастание роли контролирующих и регулирующих органов способны заразить общество манией преследования и наделить ее способностью видеть черную кошку в темной комнате даже при ее отсутствии. Если в ближайшее время не будет найден компромисс между двумя сторонами, и технологическая составляющая не перестанет довлеть над общественным мироустройством и человеческими отношениями, мир может ждать небывалая катастрофа тоталитаризма, отчасти описанная Дж. Оруэллом в известном романе 1984. То, что начинается как благо, со временем может превратиться во зло, расширяя зону вмешательства государства и крупного бизнеса в частную жизнь людей.

07.12.2020

Подпишитесь, чтобы получать больше информации о развитии российского бизнеса от #Трансформа1

Подписаться
Черный лебедь в белой маске
Черный лебедь в белой маске
НИУ ВШЭ выпустила аналитический доклад к годовщине пандемии COVID-19
Шесть трендов, которые изменят будущее
Шесть трендов, которые изменят будущее
Инвесторы вкладывают средства в новые технологии, чтобы удовлетворить растущие потребности людей в новых средствах массовой информации и сферы развлечений
Как компаниям избежать увольнений в пандемию?
Как компаниям избежать увольнений в пандемию?
Опубликованы данные, в результате которых раскрылись истинные факторы заставляющие компании сокращать штаты в пандемию
Глобальные изменения в потреблении
Глобальные изменения в потреблении
Консалтинговая компания PwC в июне 2021 г. подготовила исследование, в котором проанализировала изменения предпочтений покупателей за время пандемии
Ковид-19: последствия для бизнеса
Ковид-19: последствия для бизнеса
Консалтинговая компания McKinsey подготовила очередной отчет, в котором рассказала о вероятном развитии пандемии и поделилась прогнозами ее окончания
Эпоха цифрового Возрождения
Эпоха цифрового Возрождения
В итальянской Венеции начал свою работу Центр цифровых возможностей, призванный помочь бизнесу в проведении цифровой трансформации в практической плоскости
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo