Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Равнение на лидера

Время чтения: 8 мин.
Просмотров: 26

 

В новом рейтинге The Wall Street Journal, посвященному способности компаний создавать долгосрочную акционерную стоимость, первое место заняла Sony. Когда исполнительный директор Sony Corp. Кэнъитиро Ёсида взял на себя руководство в 2018 году, в своей миссии он объявил об обеспечении долгосрочной устойчивости компании. Г-н Йошида до этого в течение четырех лет сокращал расходы на посту финансового директора, поэтому понимал все проблемы, стоящие перед гигантом электроники, развлечений и финансовых услуг. По словам г-на Йошиды, после двух убыточных лет компания достигла дна в 2014 году, первом году в своей истории, когда ей не удалось выплатить дивиденды.

 

Сейчас Sony находится на вершине списка из 100 наиболее устойчиво управляемых компаний в мире. Этот рейтинг был подготовлен аналитиками исследований по окружающей среде, социальным вопросам и управлению, которые провели оценку более 5,5 тыс. акционерных предприятий на основе их показателей устойчивости в области инноваций, социальной политики, организации труда и защите окружающей среды. 

 

Sony серьезно отнеслась к мерам по обеспечению своей устойчивости в 2018 году, поскольку г-н Йошида удвоил расходы на создание социальных ценностей при сохранении высокой прибыли компании. В основе стратегии Sony как тогда, так и сейчас лежит стремление стать оплотом устойчивости в глобальном масштабе. «Для того, чтобы мы могли развивать свой бизнес — планета и общество должны быть устойчивыми и здоровыми. Иначе Sony существовать не может», — считает господин Камбе, ответственный за политику качества в Sony.

 

Производители аппаратного обеспечения, такие как Sony, являются наиболее распространенным типом предприятий в рейтинге устойчивости WSJ, занимая 18 позиций в списке топ-100. Такие компании, как правило, уделяют особое внимание таким бизнес-сферам, как: цепочки поставок, выбор и эффективность материалов, а также проектирование изделий и их долгий жизненный цикл. Следующая группа компаний, в которых наиболее широко представлены химические производители, занимает 10 позиций и включает в себя Arkema SA и Solvay SA. Производители полупроводников, как например Intel Corp. INTC заняли еще семь мест. Благодаря эффективной практике раскрытия информации и политике регулирования прямого воздействия на окружающую среду — широко представлена тяжелая промышленность. В рейтинг компаний вошел японский производитель стекла AGC Inc., который расположился на 13 позиции, французский производитель строительных материалов Cie. de Saint-Gobain SA (20-я позиция) и нефтегазовые компании Eni E  и Royal Dutch Shell RDS (25 и 33 позиции). 

 

Что касается географии стран-участниц, то позиции в этом сегменте разместились следующим образом: американские компании заняли 23% позиций, за ними следует Япония с 16% и Франция с 9%. Если оценивать данные по регионам, то азиатские и европейские компании набрали по 36%, североамериканские 26% и африканские 2%. Каждая компания получила оценку путем объединение порядка 165 элементов данных, сообщаемых компанией, и анализом более чем из 8,8 тыс. источников СМИ, доступных через информационную службу базы данных Factiva, принадлежащую издателю Wall Street Journal Dow Jones & Co. Для всех компаний прозрачность стала ключевым фактором. Оценки отражают объем общедоступной информации о политике, инициативах и показателях эффективности каждой компании — все это может быть важным показателем долгосрочной финансовой эффективности компании и того воздействия, которое она может оказать на мир и людей.

 

Джон Бременс, управляющий директор лондонской консалтинговой фирмы Willis Towers Watson PLC, говорит, что многие компании задаются вопросом — почему они не включены в рейтинги устойчивости. «Компании, которые когда-то боялись прозрачности, научились ее принимать, и они на самом деле нашли в ней довольно мощную силу, помогающую им развиваться», — говорит он. Действительно, включение вопросов устойчивости в основную часть деловой практики является определяющей характеристикой рейтинга WSJ. За последнее десятилетие многие мировые корпорации разработали программы, связанные с устойчивостью, зачастую в ответ на давление со стороны клиентов, сотрудников, регуляторов и инвесторов. Изменение климата и неравенство являются одними из самых больших проблем, считают более, чем два десятка руководителей из топ-100.

 

«Компании, которые управляются ответственным и устойчивым образом, фактически обеспечивают лучшую отдачу и имеют меньше препятствий на своем пути», — говорит Франс ван Хаутен, исполнительный директор Philips NV, голландской компании, занимающейся технологиями в области здравоохранения, которая заняла второе место в рейтинге WSJ. Philips принимает и перепродает почти каждый медицинский аппарат в своем модельном ряду, включая дорогостоящее диагностическое оборудование. Эта практика начала применяться еще в начале 1990-х годов как в качестве средства для продления срока службы оборудования, так и для предложения некоторым клиентам более низких цен без ущерба для качества товара. 

 

Новые машины для визуализации могут стоить миллионы долларов. Доступность, которая рассматривается в рейтинге под заголовком «социальный капитал», особенно важна в отрасли медицинского оборудования и поставок для таких компаний, как Philips. Отремонтированное оборудование Philips сыграла ключевую роль в клинике в Гранд-Рапидсе, штат Мичиган, где Джихад Мустафа, кардиолог, лечит людей с заболеваниями сердца и артерий. В своем кабинете доктор Мустафа хранит фотографию одного из своих пациентов: отца с дочерью в день ее свадьбы. «Аппарат для визуализации помогли спасти ногу мужчины», — говорит врач. Клиника купила подержанную систему Philips за половину новой цены, говорит он, добавляя, что клиника не могла бы позволить себе приобрести такую же новую за 2 миллиона долларов.

 

В аппаратных компаниях наиболее важными с финансовой точки зрения вопросами устойчивости являются источники материалов и безопасность данных. Компании Sony и Cisco Systems Inc. (третья позиция в рейтинге) — заработали высокие баллы по этим направлениям. Оба предприятия создают устройства, которые собирают данные, и их безопасность является ключевым риском. Для Sony превосходство в области безопасности данных оказалось трудно достижимым. После того, как в 2011 и 2014 годах компания пострадала от взломов, она модернизировала свои системы безопасности и стала проявлять больше инициатива в защите от потенциальных угроз. 

 

Cisco, в дополнение к обеспечению безопасности данных, отслеживает с 2008 года и воздействие выпускаемой продукции на окружающую среду в течение всего ее жизненного цикла: согласно последнему отчету компании за 2019 года, 91% выбросов парниковых газов, связанных с ее блейд-серверами, исходит от их использования, в то время как лишь 9% приходится на их производство. Компания получила высокий рейтинг WSJ по управлению цепочкой поставок, дизайну продукции и безопасности данных. Ирвинг Тан, главный операционный директор поставщика сетевого оборудования в Сан-Хосе, говорит, что Cisco проводит экологическую оценку целевых продуктов, таких как популярные телефоны, маршрутизаторы и серверы, чтобы узнать, в какой области они будут иметь наибольшее значение. Для Cisco важен поиск материалов, которые делают продукты более циклическими — то есть ресурсоэффективными, долговечными, многоразовыми и перерабатываемыми. К 2025 году, заявляет Cisco, у нее появятся стандарты, позволяющие убедиться, что все новые продукты компании выполнены с применением циклических принципов проектирования.

 

Другие компании, такие как тайваньский производитель электроники Tatung и Kering, французский модный дом Gucci, также работают над количественной оценкой воздействия на окружающую среду своей продукции в течение ее жизненного цикла. Kering разработала приложение, которое можно использовать для расчета влияния на окружающую среду изготовления одного из своих продуктов. В категории инновационности бизнес-модели  рейтинга WSJ — Tatung и Kering заняли первое и второе места, которые свидетельствуют, как компании интегрируют экологические и социальные факторы в свои процессы удорожания продуктов. 

 

Испанская Melia Hotels International SA, которая управляет более чем 400 направлениями в 40 странах, занимает 7 место в общем рейтинге благодаря своим экологическим программам и политике раскрытия информации, включая способы управления энергией и водой на своих объектах. С 2016 года компания инвестировала более 15 миллионов долларов в экологические проекты. Алехандра Сьерра Де Ла Роса, менеджер по корпоративной ответственности Melia, считает, что сильная политика устойчивости экономит время и деньги, когда появятся новые законы. Например, испанский закон с 2018 года требует отчетности по устойчивости от компаний с более чем 250 сотрудниками.

 

Г-жа Сьерра говорит, что некоторые компании испытывали трудности с соблюдением этого закона, но Melis добровольно сообщала эту информацию еще с 2008 года. «Опережать регулирование — определенно конкурентное преимущество», — говорит она. Давление инвесторов является причиной того, что европейские компании лучше справляются с управлением окружающей средой, считает Лесли Самуэльрич, президент Green Century Capital Management, бостонской инвестиционной компании. «Когда компании знают, что у инвесторов есть конкретные экологические ожидания, они, как правило, улучшают свою практику в этом направлении», — уверена она. «Компании, базирующиеся в Азии, расширили политику раскрытия информации и ESG, в основном в ответ на требования региональных и глобальных инвесторов», — рассказывает Стефен Шин, главный инвестиционный директор по рынкам капитала и структурированным продуктам Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в Пекине. 

 

Одними из крупнейших азиатских компаний в рейтинге являются южнокорейская дочерняя компания LG Corp. LG Electronics (6 позиция) и полупроводниковая компания Samsung Electronics (28 место). Г-н Шин считает, что повышенный интерес к устойчивости со стороны азиатских компаний был подкреплен решением Китайской комиссии по регулированию рынка ценных бумаг и указаниями властей Шанхая и Шэньчжэня обязать листинговые компании раскрывать больше информации в этом году. В 2016 году гонконгская фондовая биржа также начала требовать от компаний сообщать данные ESG или объяснить, почему они не смогли этого сделать.

 

Поскольку компании в Азии начинают осознавать опасности изменения климата, как например увеличение количества тайфунов и осадков — существует острая необходимость в том, чтобы эти компании «решали проблемы ESG и своей устойчивости», — уверен г-н Шин. Во всем мире потекли триллионы долларов в инвестиционные фонды, которые вознаграждают и наказывают компании в зависимости от того, как они управляют проблемами ESG. Инвесторы рассматривают устойчивость, как способность компании генерировать сильные результаты в бизнесе при навигации по экологическим и социальным проблемам. С ними отрасль может столкнуться уже в ближайшем будущем, и это может повлиять на перебои в цепочке поставок и увеличение частоты экстремальных погодных явлений до растущей конкуренции в привлечении и удержании талантливых кадров. «Мы пытаемся понять, есть ли у компании устойчивая бизнес-модель или нет, — заявляет Эндрю Говард, руководитель отдела инвестиций Schroders, управляющего активами в Великобритании. — Сможет ли компания меняться, адаптироваться и процветать также и через 10 лет?»

17.11.2020
Укрепление доверия к бизнес-экосистемам
Институт Хендерсона (BCG Henderson Institute, BHI) провел одно из первых глобальных исследований, посвященных фактору доверия в бизнесе
Как будет выглядеть «новая реальность» после пандемии
Аудиторская компания KPMG опубликовала данные опроса «Outlook Pulse Survey» в котором участвовали 500 топ-менеджеров со всего мира
Прозрачная экосистема перевозок
Как внедрение в работу сервиса «Яндекс.Маршрутизация», помогло компании «Балтика» вывести клиентский сервис на новый уровень
Можно ли преодолеть кризис доверия?
Какие меры следует предпринять руководителям, чтобы восстановить доверительные отношения между сотрудниками после пандемии. Кризис доверия - инструменты преодоления
15 методов для эффективного управления временем
Как правильно расставлять приоритеты, планировать дела и структурировать задачи – в обзоре самых популярных и действенных техник тайм-менеджмента
Бизнес нарастил обороты
«Финэкспертиза» опубликовала отчет о состоянии экономики РФ после коронавирусного спада
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo