Первая платформа

о трансформации

российского бизнеса

Равнение на лидера

 

В новом рейтинге The Wall Street Journal, посвященному способности компаний создавать долгосрочную акционерную стоимость, первое место заняла Sony. Когда исполнительный директор Sony Corp. Кэнъитиро Ёсида взял на себя руководство в 2018 году, в своей миссии он объявил об обеспечении долгосрочной устойчивости компании. Г-н Йошида до этого в течение четырех лет сокращал расходы на посту финансового директора, поэтому понимал все проблемы, стоящие перед гигантом электроники, развлечений и финансовых услуг. По словам г-на Йошиды, после двух убыточных лет компания достигла дна в 2014 году, первом году в своей истории, когда ей не удалось выплатить дивиденды.

 

Сейчас Sony находится на вершине списка из 100 наиболее устойчиво управляемых компаний в мире. Этот рейтинг был подготовлен аналитиками исследований по окружающей среде, социальным вопросам и управлению, которые провели оценку более 5,5 тыс. акционерных предприятий на основе их показателей устойчивости в области инноваций, социальной политики, организации труда и защите окружающей среды. 

 

Sony серьезно отнеслась к мерам по обеспечению своей устойчивости в 2018 году, поскольку г-н Йошида удвоил расходы на создание социальных ценностей при сохранении высокой прибыли компании. В основе стратегии Sony как тогда, так и сейчас лежит стремление стать оплотом устойчивости в глобальном масштабе. «Для того, чтобы мы могли развивать свой бизнес — планета и общество должны быть устойчивыми и здоровыми. Иначе Sony существовать не может», — считает господин Камбе, ответственный за политику качества в Sony.

 

Производители аппаратного обеспечения, такие как Sony, являются наиболее распространенным типом предприятий в рейтинге устойчивости WSJ, занимая 18 позиций в списке топ-100. Такие компании, как правило, уделяют особое внимание таким бизнес-сферам, как: цепочки поставок, выбор и эффективность материалов, а также проектирование изделий и их долгий жизненный цикл. Следующая группа компаний, в которых наиболее широко представлены химические производители, занимает 10 позиций и включает в себя Arkema SA и Solvay SA. Производители полупроводников, как например Intel Corp. INTC заняли еще семь мест. Благодаря эффективной практике раскрытия информации и политике регулирования прямого воздействия на окружающую среду — широко представлена тяжелая промышленность. В рейтинг компаний вошел японский производитель стекла AGC Inc., который расположился на 13 позиции, французский производитель строительных материалов Cie. de Saint-Gobain SA (20-я позиция) и нефтегазовые компании Eni E  и Royal Dutch Shell RDS (25 и 33 позиции). 

 

Что касается географии стран-участниц, то позиции в этом сегменте разместились следующим образом: американские компании заняли 23% позиций, за ними следует Япония с 16% и Франция с 9%. Если оценивать данные по регионам, то азиатские и европейские компании набрали по 36%, североамериканские 26% и африканские 2%. Каждая компания получила оценку путем объединение порядка 165 элементов данных, сообщаемых компанией, и анализом более чем из 8,8 тыс. источников СМИ, доступных через информационную службу базы данных Factiva, принадлежащую издателю Wall Street Journal Dow Jones & Co. Для всех компаний прозрачность стала ключевым фактором. Оценки отражают объем общедоступной информации о политике, инициативах и показателях эффективности каждой компании — все это может быть важным показателем долгосрочной финансовой эффективности компании и того воздействия, которое она может оказать на мир и людей.

 

Джон Бременс, управляющий директор лондонской консалтинговой фирмы Willis Towers Watson PLC, говорит, что многие компании задаются вопросом — почему они не включены в рейтинги устойчивости. «Компании, которые когда-то боялись прозрачности, научились ее принимать, и они на самом деле нашли в ней довольно мощную силу, помогающую им развиваться», — говорит он. Действительно, включение вопросов устойчивости в основную часть деловой практики является определяющей характеристикой рейтинга WSJ. За последнее десятилетие многие мировые корпорации разработали программы, связанные с устойчивостью, зачастую в ответ на давление со стороны клиентов, сотрудников, регуляторов и инвесторов. Изменение климата и неравенство являются одними из самых больших проблем, считают более, чем два десятка руководителей из топ-100.

 

«Компании, которые управляются ответственным и устойчивым образом, фактически обеспечивают лучшую отдачу и имеют меньше препятствий на своем пути», — говорит Франс ван Хаутен, исполнительный директор Philips NV, голландской компании, занимающейся технологиями в области здравоохранения, которая заняла второе место в рейтинге WSJ. Philips принимает и перепродает почти каждый медицинский аппарат в своем модельном ряду, включая дорогостоящее диагностическое оборудование. Эта практика начала применяться еще в начале 1990-х годов как в качестве средства для продления срока службы оборудования, так и для предложения некоторым клиентам более низких цен без ущерба для качества товара. 

 

Новые машины для визуализации могут стоить миллионы долларов. Доступность, которая рассматривается в рейтинге под заголовком «социальный капитал», особенно важна в отрасли медицинского оборудования и поставок для таких компаний, как Philips. Отремонтированное оборудование Philips сыграла ключевую роль в клинике в Гранд-Рапидсе, штат Мичиган, где Джихад Мустафа, кардиолог, лечит людей с заболеваниями сердца и артерий. В своем кабинете доктор Мустафа хранит фотографию одного из своих пациентов: отца с дочерью в день ее свадьбы. «Аппарат для визуализации помогли спасти ногу мужчины», — говорит врач. Клиника купила подержанную систему Philips за половину новой цены, говорит он, добавляя, что клиника не могла бы позволить себе приобрести такую же новую за 2 миллиона долларов.

 

В аппаратных компаниях наиболее важными с финансовой точки зрения вопросами устойчивости являются источники материалов и безопасность данных. Компании Sony и Cisco Systems Inc. (третья позиция в рейтинге) — заработали высокие баллы по этим направлениям. Оба предприятия создают устройства, которые собирают данные, и их безопасность является ключевым риском. Для Sony превосходство в области безопасности данных оказалось трудно достижимым. После того, как в 2011 и 2014 годах компания пострадала от взломов, она модернизировала свои системы безопасности и стала проявлять больше инициатива в защите от потенциальных угроз. 

 

Cisco, в дополнение к обеспечению безопасности данных, отслеживает с 2008 года и воздействие выпускаемой продукции на окружающую среду в течение всего ее жизненного цикла: согласно последнему отчету компании за 2019 года, 91% выбросов парниковых газов, связанных с ее блейд-серверами, исходит от их использования, в то время как лишь 9% приходится на их производство. Компания получила высокий рейтинг WSJ по управлению цепочкой поставок, дизайну продукции и безопасности данных. Ирвинг Тан, главный операционный директор поставщика сетевого оборудования в Сан-Хосе, говорит, что Cisco проводит экологическую оценку целевых продуктов, таких как популярные телефоны, маршрутизаторы и серверы, чтобы узнать, в какой области они будут иметь наибольшее значение. Для Cisco важен поиск материалов, которые делают продукты более циклическими — то есть ресурсоэффективными, долговечными, многоразовыми и перерабатываемыми. К 2025 году, заявляет Cisco, у нее появятся стандарты, позволяющие убедиться, что все новые продукты компании выполнены с применением циклических принципов проектирования.

 

Другие компании, такие как тайваньский производитель электроники Tatung и Kering, французский модный дом Gucci, также работают над количественной оценкой воздействия на окружающую среду своей продукции в течение ее жизненного цикла. Kering разработала приложение, которое можно использовать для расчета влияния на окружающую среду изготовления одного из своих продуктов. В категории инновационности бизнес-модели  рейтинга WSJ — Tatung и Kering заняли первое и второе места, которые свидетельствуют, как компании интегрируют экологические и социальные факторы в свои процессы удорожания продуктов. 

 

Испанская Melia Hotels International SA, которая управляет более чем 400 направлениями в 40 странах, занимает 7 место в общем рейтинге благодаря своим экологическим программам и политике раскрытия информации, включая способы управления энергией и водой на своих объектах. С 2016 года компания инвестировала более 15 миллионов долларов в экологические проекты. Алехандра Сьерра Де Ла Роса, менеджер по корпоративной ответственности Melia, считает, что сильная политика устойчивости экономит время и деньги, когда появятся новые законы. Например, испанский закон с 2018 года требует отчетности по устойчивости от компаний с более чем 250 сотрудниками.

 

Г-жа Сьерра говорит, что некоторые компании испытывали трудности с соблюдением этого закона, но Melis добровольно сообщала эту информацию еще с 2008 года. «Опережать регулирование — определенно конкурентное преимущество», — говорит она. Давление инвесторов является причиной того, что европейские компании лучше справляются с управлением окружающей средой, считает Лесли Самуэльрич, президент Green Century Capital Management, бостонской инвестиционной компании. «Когда компании знают, что у инвесторов есть конкретные экологические ожидания, они, как правило, улучшают свою практику в этом направлении», — уверена она. «Компании, базирующиеся в Азии, расширили политику раскрытия информации и ESG, в основном в ответ на требования региональных и глобальных инвесторов», — рассказывает Стефен Шин, главный инвестиционный директор по рынкам капитала и структурированным продуктам Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в Пекине. 

 

Одними из крупнейших азиатских компаний в рейтинге являются южнокорейская дочерняя компания LG Corp. LG Electronics (6 позиция) и полупроводниковая компания Samsung Electronics (28 место). Г-н Шин считает, что повышенный интерес к устойчивости со стороны азиатских компаний был подкреплен решением Китайской комиссии по регулированию рынка ценных бумаг и указаниями властей Шанхая и Шэньчжэня обязать листинговые компании раскрывать больше информации в этом году. В 2016 году гонконгская фондовая биржа также начала требовать от компаний сообщать данные ESG или объяснить, почему они не смогли этого сделать.

 

Поскольку компании в Азии начинают осознавать опасности изменения климата, как например увеличение количества тайфунов и осадков — существует острая необходимость в том, чтобы эти компании «решали проблемы ESG и своей устойчивости», — уверен г-н Шин. Во всем мире потекли триллионы долларов в инвестиционные фонды, которые вознаграждают и наказывают компании в зависимости от того, как они управляют проблемами ESG. Инвесторы рассматривают устойчивость, как способность компании генерировать сильные результаты в бизнесе при навигации по экологическим и социальным проблемам. С ними отрасль может столкнуться уже в ближайшем будущем, и это может повлиять на перебои в цепочке поставок и увеличение частоты экстремальных погодных явлений до растущей конкуренции в привлечении и удержании талантливых кадров. «Мы пытаемся понять, есть ли у компании устойчивая бизнес-модель или нет, — заявляет Эндрю Говард, руководитель отдела инвестиций Schroders, управляющего активами в Великобритании. — Сможет ли компания меняться, адаптироваться и процветать также и через 10 лет?»

17.11.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рестораторам придется измениться
Какие форматы общественного питания будут особенно актуальными в наступившем году
Апокалиптические прогнозы не оправдались
Эксперты подвели венчурные итоги 2020 года и наметили перспективы для инвестиций на ближайшее будущее
Что ждет удаленную работу после пандемии
Институт McKinsey изучил потенциал удаленных и гибридных форматов работы после пандемии
Процветающие в пандемию
Какие технологии стали популярнее в 2020 году
Доставки сделаны
На что надеются ретейлеры в будущем году?
Самые цифровые страны мира
Опубликован глобальный рейтинг цифровизации, составленный в 2020 году экспертами из Школы Флетчера при Институте Тафтса
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo