Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Серия 6. Внимание — золото: капитализм стейкхолдеров и справедливость

Время чтения: 3 мин.
Просмотров: 43

Во время пандемии в обществе вырос запрос на справедливость — но понимаем ли мы, что это такое? РБК Тренды и инвестиционная компания А1 разбираются в истории понятия справедливости: какой ее видели наши предки, а какой видим мы? Что может сделать наше общество более справедливыми? Возможна ли справедливость в бизнесе, и если да, как она может выглядеть?

 

Капитализм нового времени

 

Экономист Милтон Фридман считал, что у бизнеса одна задача — максимизировать прибыль. Предприниматели извечно жили по заветам корпоративного эгоизма. Но эта модель не учитывала того факта, что современные котируемые корпорации — это не просто прибыльные структуры, но и социальные организмы. В 1970-е годы Клаус Шваб предложил новую концепцию — капитализм стейкхолдеров, то есть всех заинтересованных участников. Его поддержали Рассел Акофф и Эдвард Фримен, но компании продолжали действовать по принципу «каждый сам за себя».

 

Спустя 50 лет, в 2020 году, Клаус Шваб очень вовремя напомнил о своей теории: «Бизнес — это не просто экономическая единица. Это социальный организм. Он должен помогать обществу развиваться». И на Всемирном экономическом форуме в Давосе (основателем которого он является) к Швабу прислушались. Капитализм в интересах всех заинтересованных сторон рассматривает частные корпорации как доверенных управляющих, действующих во благо общества. Компании теперь воспринимаются как социальные единицы. Бизнес должен учитывать интересы всех стейкхолдеров: вкладываться в сотрудников, быть честным с поставщиками, защищать окружающую среду и создавать ценности для акционеров.

 

А заинтересован кто?

 

Кто же такие эти заинтересованные лица? Если раньше нужно было заботиться только об отношениях между акционерами и менеджментом компании, то сейчас вокруг бизнеса образовалась целая группа важных участников. Сообщество стейкхолдеров не ограничивается клиентами или поставщиками, в нее входят и разные социальные группы. Вопросы, связанные с экологией, благотворительностью встают в один ряд с важностью получения прибыли.

 

Бизнес не может быть успешным без клиентов, поэтому сосредоточиться только на получении прибыли не получится. Важно думать и об интересах общества, иначе лояльность к компании снизится.

 

«В сегодняшнем мире важны открытость, правильная коммуникация с обществом, ясное и четкое позиционирование. Репутация является одним из важнейших, краеугольных камней ведения бизнеса», — уверен член наблюдательного совета «Альфа-Групп» Герман Хан.

 

Один из важнейших шагов в стратегии компании — выявление ожиданий и оценка степени их реализации для ключевых заинтересованных сторон. Бизнесу теперь нужно угодить всем: быть экологичным, честным, открытым и справедливым.

 

Путь к капитализму стейкхолдеров в России

 

В 2020 году влиятельная лоббистская организация, Американский деловой круглый стол, объявила об официальной поддержке капитализма стейкхолдеров. А что же в нашей стране?

 

«Если говорить о России, то мы точку, которая связана с развитием в этом направлении, проскочили в начале 1990-х годов. Во-первых, не было сделано ясной и понятной системы налогообложения граждан. Налоги в основном косвенные. Это спрятанная и перекошенная система, поэтому путь в социал-демократию сильно заблокирован. Второй момент — про фондовый рынок и акции. После распада СССР долг перед собственным народом, я имею в виду долги по сберкассам, которые были заморожены в момент шоковых реформ, не были признаны правительством — это очень тяжелая ошибка», — считает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.

 

И все же многие российские компании все больше говорят о справедливости и переходят на новый вид капитализма. На смену услуге приходит честная помощь, а клиенты становятся друзьями и партнерами. Капитализм заинтересованных сторон становится модным — и это одно из немногих позитивных последствий пандемии.

11.11.2020
В чем сила доверия
Как восстановить авторитет к бизнесу и государству на фоне общего разочарования их действиями в пандемию
Как пандемия трансформировала рынок труда в США
Компания Deloitte выяснила, как удаленная работа из дома изменила повседневные привычки американцев и чем это обернулось для экономики Соединенных Штатов
Страховщики не торопятся в офисы
Согласно недавнему опросу руководителей страховых компаний по всему миру, большинство респондентов планируют вернуться к офлайн-работе не раньше 2022 года
Проблемы в бизнесе отходят на второй план
По опросам более 7 тыс. представителей малого и среднего бизнеса в России, количество сложностей в их работе постепенно сокращается
Время, вперед!
10 цифровых способов повысить производительность труда
Трансформация с человеческим лицом
По мнению экспертов из компании McKinsey, наращивание внутреннего потенциала среди сотрудников играет одну из ключевых ролей при трансформации бизнеса
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo