vk.com

Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Серия 6. Внимание — золото: капитализм стейкхолдеров и справедливость

Время чтения: 3 мин.
Просмотров: 163

Во время пандемии в обществе вырос запрос на справедливость — но понимаем ли мы, что это такое? РБК Тренды и инвестиционная компания А1 разбираются в истории понятия справедливости: какой ее видели наши предки, а какой видим мы? Что может сделать наше общество более справедливыми? Возможна ли справедливость в бизнесе, и если да, как она может выглядеть?

 

Капитализм нового времени

 

Экономист Милтон Фридман считал, что у бизнеса одна задача — максимизировать прибыль. Предприниматели извечно жили по заветам корпоративного эгоизма. Но эта модель не учитывала того факта, что современные котируемые корпорации — это не просто прибыльные структуры, но и социальные организмы. В 1970-е годы Клаус Шваб предложил новую концепцию — капитализм стейкхолдеров, то есть всех заинтересованных участников. Его поддержали Рассел Акофф и Эдвард Фримен, но компании продолжали действовать по принципу «каждый сам за себя».

 

Спустя 50 лет, в 2020 году, Клаус Шваб очень вовремя напомнил о своей теории: «Бизнес — это не просто экономическая единица. Это социальный организм. Он должен помогать обществу развиваться». И на Всемирном экономическом форуме в Давосе (основателем которого он является) к Швабу прислушались. Капитализм в интересах всех заинтересованных сторон рассматривает частные корпорации как доверенных управляющих, действующих во благо общества. Компании теперь воспринимаются как социальные единицы. Бизнес должен учитывать интересы всех стейкхолдеров: вкладываться в сотрудников, быть честным с поставщиками, защищать окружающую среду и создавать ценности для акционеров.

 

А заинтересован кто?

 

Кто же такие эти заинтересованные лица? Если раньше нужно было заботиться только об отношениях между акционерами и менеджментом компании, то сейчас вокруг бизнеса образовалась целая группа важных участников. Сообщество стейкхолдеров не ограничивается клиентами или поставщиками, в нее входят и разные социальные группы. Вопросы, связанные с экологией, благотворительностью встают в один ряд с важностью получения прибыли.

 

Бизнес не может быть успешным без клиентов, поэтому сосредоточиться только на получении прибыли не получится. Важно думать и об интересах общества, иначе лояльность к компании снизится.

 

«В сегодняшнем мире важны открытость, правильная коммуникация с обществом, ясное и четкое позиционирование. Репутация является одним из важнейших, краеугольных камней ведения бизнеса», — уверен член наблюдательного совета «Альфа-Групп» Герман Хан.

 

Один из важнейших шагов в стратегии компании — выявление ожиданий и оценка степени их реализации для ключевых заинтересованных сторон. Бизнесу теперь нужно угодить всем: быть экологичным, честным, открытым и справедливым.

 

Путь к капитализму стейкхолдеров в России

 

В 2020 году влиятельная лоббистская организация, Американский деловой круглый стол, объявила об официальной поддержке капитализма стейкхолдеров. А что же в нашей стране?

 

«Если говорить о России, то мы точку, которая связана с развитием в этом направлении, проскочили в начале 1990-х годов. Во-первых, не было сделано ясной и понятной системы налогообложения граждан. Налоги в основном косвенные. Это спрятанная и перекошенная система, поэтому путь в социал-демократию сильно заблокирован. Второй момент — про фондовый рынок и акции. После распада СССР долг перед собственным народом, я имею в виду долги по сберкассам, которые были заморожены в момент шоковых реформ, не были признаны правительством — это очень тяжелая ошибка», — считает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.

 

И все же многие российские компании все больше говорят о справедливости и переходят на новый вид капитализма. На смену услуге приходит честная помощь, а клиенты становятся друзьями и партнерами. Капитализм заинтересованных сторон становится модным — и это одно из немногих позитивных последствий пандемии.

11.11.2020

Подпишитесь, чтобы получать больше информации о развитии российского бизнеса от #Трансформа1

Подписаться
#Трансформа1 объявляет о стратегическом партнёрстве с бизнес-сообществом «1А класс»
#Трансформа1 объявляет о стратегическом партнёрстве с бизнес-сообществом «1А класс»
"1А класс" объединяет владельцев и руководителей компаний и банков, работающих в инвестиционном бизнесе
Анализы с риском для жизни — история успеха «Хеликс» и Юрия Андрейчука
Анализы с риском для жизни — история успеха «Хеликс» и Юрия Андрейчука
История создания и успеха сети медицинских лабораторий «Хеликс», выручка которых в пандемию выросла более чем в два раза, составив почти 15 млрд рублей
Чем рискуют компании при цифровой трансформации
Чем рискуют компании при цифровой трансформации
Эксперты ЦСП «Платформа» и X5 Group выяснили кто главные противники изменений и как преодолеть их сопротивление
Трансформация и человеческий фактор
Трансформация и человеческий фактор
Какую роль играет менеджер проекта при проведении трансформации бизнеса и может ли его функции взять на себя искусственный интеллект
Новые тренды в китайском ретейле
Новые тренды в китайском ретейле
Партнер консалтинговой компании Bain&Co Вейвен Хан рассказал о ключевых тенденциях на розничном рынке Китая после выхода страны из пандемического кризиса
Как пандемия изменила потребление информации
Как пандемия изменила потребление информации
Как пандемия изменила потребление информации, что сейчас определяет стиль потребления контента и как его производители адаптируются под новые реалии
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo