vk.com

Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Тест на сознательность

Время чтения: 7 мин.
Просмотров: 218

Пренебрегая этическими нормами в общении с подчиненными, лидер может снизить их мотивацию и производительность в работе

 

Тест на сознательность

 

К сожалению, руководители нередко просят своих сотрудников идти на нарушения этических норм в работе. Рассмотрим несколько примеров такого поведения.

Руководство одной из компании попросило своего техника закрыть запросы на ремонт телефонов для пожилых клиентов, чьи телефоны так не были отремонтированы или инженера в транспортном предприятии попросили одобрить проекты, которые, по его мнению, могут привести к нарушению техники безопасности.

 

Существует множество подобных примеров. В недавнем исследовании, в котором приняли участие более 13 000 сотрудников, в среднем 22% респондентов из разных компаний сообщили о том, что испытывают давление со стороны руководства, что приводит к нарушениям стандартов в их работе. Чаще всего такое давление возникает, во время просьб проявить неэтичное или морально сомнительное поведение.

И хотя руководители могут это делать с целью улучшить краткосрочные результаты или получить личную выгоду, в долгосрочной перспективе это может отрицательно повлиять на мотивацию сотрудников и выполнению ими задач в будущем. 

 

Почему страдают результативность работы при нарушении этики

 

Сотрудники, которые получают неэтичные задания на работе, могут почувствовать себя в ловушке. С одной стороны, если они выполнят такую просьбу, их поведение может вызвать чувство вины или сожаления. Большинству людей присуще врожденное желание считать себя хорошими, нравственными личностями, и действия, противоречащие их собственным ценностям, угрожают тому, как они хотят думать о себе. Выполнение неэтичного задания также может вызвать страх быть пойманными и понести наказание. 

 

С другой стороны, отказываясь подчиняться, особенно по моральным соображениям, сотрудник рискует вызвать неодобрение к себе со стороны руководства и будут лишены

продвижения по службе, бонусов или новой должности. Поскольку такие сотрудники могут столкнуться с негативными последствиями, независимо от того, что они решат делать, у них могут возникнуть чувства стресса и беспокойства.

 

Хотя в краткосрочной перспективе эти чувства могут повлиять на производительность труда работников, более долгосрочные последствия могут быть еще более значительными. Мотивация и вовлеченность на работе – сильные факторы, влияющие на общую эффективность работы, которые зависят от того, в какой степени личные ценности людей совпадают.

 

Исследования менеджмента и психологии показывает, что, когда потребности, способности и ценности сотрудников не совпадают с практикой их организаций, часто за этим следуют отрицательные результаты, в том числе снижение удовлетворенности работой, усиление стресса на рабочем месте и ухудшение психологического и физического состояния.

 

Когда люди получают задания, которые считаются неэтичными, они начинают ощущать свою работу (и организацию, в которой они работают) с морально сомнительной точки зрения. Это несоответствие моральных ценностей может снизить их производительность и даже побудить их искать другое место работы.

 

Тем не менее неэтичные задания лишь снижают мотивацию работников и наносят ущерб производительности, если они сочтут его морально проблематичным. Люди различаются по тому, что они признают правильным по моральным и этическим соображениям. Например, некоторые из них с большей вероятностью, чем другие, оценят сомнительное с моральной точки зрения поведение как некое оправданное и, таким образом, отделят свои личные ценности от своих действий. Это поможет им избежать самообвинения за свое поведение с помощью ряда механизмов, включая моральное оправдание (объяснение того, что аморальный поступок простителен, если он служит высшей причине или цели), выгодное социальное сравнение («Это не так плохо, как то, что другие делают»), и смещение ответственности («Я просто выполняю приказы»).

 

Проблема мотивации

 

Чтобы проверить представление о том, что получение неэтичных заданий от руководства может подорвать мотивацию и производительность человека на работе, было проведено несколько исследований. В результате опросов сотрудников и их менеджеров в различных отраслях экономики(включая услуги, производство и финансы) было выяснено, в какой степени сотрудники получают неэтичные задания от своих руководителей, а также об их общем уровне мотивации на работе. Было задано несколько вопросов, призванных определить, насколько они смогут оправдать и рационализировать сомнительное с моральной точки зрения поведение.

 

Отдельно были опрошены менеджеры, чтобы оценить как эффективность работы, так и готовность помочь своим сотрудникам. Возможно, неудивительно, что сотрудники, которые полностью согласились с тем, что они получали неэтичные задания на работе, сообщали о более низком уровне мотивации, чем другие, и, в результате, их руководители давали им более низкие оценки производительности. Более того, все эти выводы соответствовали тем из сотрудников, которые реже, чем другие, были склонны к моральному уходу из-за рационализации неэтичного поведения. Даже с учетом таких факторов, как серьезность неэтичных запросов или выполнение сотрудником подобных требований, результаты остались прежними.

 

В другом исследовании с отдельной выборкой был проведен опрос, состоящий из двух частей, среди штатных сотрудников, работающих в разных отраслях. В ходе первоначального опроса сотрудникам были заданы вопросы о том, в какой степени они получали неэтичные задания от своих руководителей, а также насколько хорошо они представляли себе, что их моральные ценности соответствуют ценностям их организации. 

 

Как и в предыдущем исследовании, было обнаружено, что для сотрудников, которые менее склонны к моральному порицанию, получение большего количества неэтичных заданий предсказывало более низкий уровень мотивации на работе. Более того, дополнительный статистический анализ показал, что существует связь между получением неэтичных заданий и уменьшением их количества. Мотивация здесь во многом объяснялась снижением моральных ценностей. Когда люди получали неэтичные запросы, они чувствовали несоответствие между их собственными моральными ценностями и ценностями своей организации, и их общая мотивация на работе страдала.

Однако результаты этих исследований не продемонстрировали, что неэтичные задания вызывают снижение мотивации – они показали только их корреляцию. Поэтому было проведено несколько лабораторных экспериментов, чтобы лучше отделить причину от следствия.

 

Тесты на сознательность

 

В одном из экспериментов 236 сотрудникам предлагалось представить себе следующий сценарий: они работают в отделе по связям с общественностью у крупного розничного продавца одежды. Чтобы завершить квартальный отчет для представления генеральному директору, они работали в тесном сотрудничестве со своим боссом. Затем участники исследования ответили на серию электронных писем от своего «начальника» с просьбой выполнить различные задания.

 

В одной случайно выбранной группе начальник попросил ее участников скорректировать отчет, чтобы работа отдела выглядела лучше, чем она была на самом деле. Участников другой группы попросили сделать то же самое, но по другой причине: отдел достиг большего количества своих целей с тех пор, как был написан первый черновик.

Затем обе группы участников получили письмо с просьбой заполнить анкету, где обозначить свою удовлетворенность от проделанной работы. В конце исследования, участников попросили предоставить некоторую информацию о себе, чтобы включить в результаты исследований меру их склонности к моральному отстранению к проделанной работе.

 

Среди участников, которые сообщили, что им труднее рационализировать неэтичное поведение, те, кто получил неэтичный запрос от своего вымышленного начальника, в среднем выполнили задачу корректуры хуже, чем те, кто получил нейтральный запрос. Конечно, ситуация была надуманной, и ставки для участников нашего исследования были низкими, но получение неэтичного запроса (даже вымышленного) привело к снижению производительности сотрудников, не связанный с неэтичным запросом. Более того, дополнительный статистический анализ показал, что самооценки участников, связанные с соответствием моральных ценностей и трудовой мотивацией, в значительной степени объясняли снижение производительности при выполнении задач корректуры.

 

В совокупности исследования показали, что получение неэтичных заданий от руководителей может снизить мотивацию и производительность сотрудников. Мы обнаружили, что такой результат во многом обусловлен представлением сотрудников о том, что их личные моральные ценности не совпадают с ценностями их организации.

Мы также наиболее сильно и последовательно наблюдали эти тенденции у людей, которые с меньшей вероятностью, чем другие, оправдали и рационализировали неэтичное поведение.

 

Результаты проведенных экспериментов

 

Проведенные эксперименты имеют простые, но важные последствия. Первый и, вероятно, наиболее очевидный, заключается в том, что менеджеры должны избегать неэтичных заданий – не только по моральным, но и по практическим причинам, учитывая потенциальное влияние на мотивацию и производительность своих сотрудников. Во-вторых, полученные результаты намекают на возможность того, что даже небольшие и, казалось бы, безобидные призывы к неэтичным действиям со стороны руководителя также могут иметь негативные последствия для мотивации сотрудников и их производительности. Это особенно справедливо для людей, которые менее склонны к моральному отстранению и обычно ведут себя более этично. Таким образом, менеджеры также должны опасаться даже «безобидных» намеков на то, что их сотрудники могут обойти правила и нормы, чтобы получить желаемый результат.

 

Часто говорят, что бизнес может преуспеть, делая добро, подразумевая, что этичное и социально ответственное поведение будет способствовать производительности. Наши выводы предполагают аналогичную, но менее оптимистичную логику: сотрудники будут плохо работать, когда их просят сделать что-то неэтичное. Хотя, как и многие другие, мы осуждаем практику подачи неэтичных запросов по моральным соображениям, негативное влияние таких запросов на мотивацию и производительность сотрудников дает лидерам и менеджерам дополнительные основания воздерживаться от их выполнения. Они должны проявлять осмотрительность и быть осторожными в своих просьбах.

13.08.2021

Подпишитесь, чтобы получать больше информации о развитии российского бизнеса от #Трансформа1

Подписаться
3 актуальных фактора развития мировой экономики от лидеров международного бизнеса
3 актуальных фактора развития мировой экономики от лидеров международного бизнеса
Компания KPMG опросила 1300 генеральных директоров компаний во всем мире, чтобы определить, какие проблемы волнуют лидеров бизнеса, и как они отражаются в бизнес стратегии возглавляемых ими компаний
Наследие и преемственность – ключевой вызов для российского бизнеса
Наследие и преемственность – ключевой вызов для российского бизнеса
16 сентября сообщество “1А Класс” провело дискуссию «Российский бизнес: отцы и дети». Рубен Варданян, управляющий партнер А1 Андрей Елинсон, управляющий директор Phoenix Advisors Алексей Станкевич, председатель Коллегии адвокатов А1 Александр Заблоцкис и нотариус Айгуль Карнаухова поговорили о том, как планировать преемственность
5 шагов адаптации и эффективной работы новых сотрудников на «удаленке»
5 шагов адаптации и эффективной работы новых сотрудников на «удаленке»
Как пандемия и удаленная работа изменили определение эффективного процесса адаптации.
После кризиса: стремительная эволюция европейских компаний
После кризиса: стремительная эволюция европейских компаний
Финансовые директора Европы делятся своими взглядами на бизнес-среду после пандемии
Создание сообществ как конкурентное преимущество
Создание сообществ как конкурентное преимущество
Сообщества создаются вокруг компаний и брендов, что открывает бизнесу широкие возможности для вовлечения аудитории.
А1 объявила о создании делового сообщества «1А Класс»
А1 объявила о создании делового сообщества «1А Класс»
На ежегодной конференции, проводимой инвестиционной компанией А1 для владельцев и руководителей компаний инвестиционного рынка, объявлено о создании бизнес-сообщества «1А Класс», призванного объединить бизнесменов и управленцев, работающих на рынке инвестиций и специальных ситуаций в России
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo