Кейсы

«Мир будет поделен на «красную» и «зеленую» зоны» /Коммерсант/

Источник: Коммерсант

  • Развитие мировой экономики последних тридцати лет, шедшее под лозунгами глобализации, свободы торговли, путешествий и углубления международного разделения труда, уперлось в несоответствие: при планировании роста городов, компаний, пассажиро- и грузопотоков не учитывался растущий риск глобальных эпидемий.
  • В 1990 году в мире было продано 1 млрд авиационных билетов, а через 29 лет уже в 4,5 раза больше, суммарная же дальность полетов пассажиров увеличилась в 10 раз. Другими словами, вирусы и бактерии получили в 10 раз больше шансов добраться из (и до) отдаленных мест планеты внутри своих носителей.
  • Стала ли мировая система предотвращения эпидемий эффективней в 10 раз за этот же период? Не стала. Когда в мировом масштабе происходит накопление такой диспропорции, разражается кризис.
  • В международных правилах перевозки и стандартах не оказалось положений на случай пандемий. Слишком долго эта беда обходила человечество стороной, и транспорт во всем мире оказался не готов к подобным вызовам. Сейчас требуются меры реагирования со стороны Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и Международного союза железных дорог (UIC) с целью обобщения опыта стран в этой сфере, подготовки единых рекомендаций, разработки международных правил и новых стандартов. Изменения претерпят технические требования как к самолетам и пассажирским вагонам, так и к зданиям аэропортов и вокзалов.

Красные и зеленые
  • Мир будет поделен на «красную» и «зеленую» зоны. В чистую «зеленую зону» войдут те страны, где риск заражения низок, а больного можно с высокой вероятностью спасти. В «красную» — территории с высоким риском заражения, где никто не дает никаких гарантий.
  • Появятся эпидемиологические паспорта граждан, желающих путешествовать, и эпидемиологические сертификаты территорий, которые готовы принимать приезжающих.
  • Поездки в «красные» страны будут уделом профессионалов — ученых, инженеров, строителей, согласных нести риск за плату в разы большую, чем в чистой «зеленой зоне». «Красные» территории столкнутся с трудностями в доступе к инвестициям, технологиям, в развитии туризма.
  • Помощь странам для перехода из «красной» в «зеленую» зону может стать одним из приоритетов работы «большой двадцатки», которая способна давать рекомендации и выделять средства.

Задачи для России
  • Во-первых, не попасть в «красную зону», модернизируя две системы — систему здравоохранения и систему предотвращения эпидемий. Требуется поддерживать их обеспечение приоритетным финансированием, без них Россия будет подвергаться рискам извне и, возможно, будет приписана (по политическим мотивам) к «красной зоне». Что равносильно продолжению санкционной войны новыми методами.
  • Во-вторых, нужно максимально диверсифицировать линейку производимых товаров и направления внешней торговли, для того чтобы при закрытии каких-либо рынков сохранять устойчивость внешней торговли.
  • В-третьих, ускоренно развивать инфраструктуру, снижая транспортные издержки и вовлекая новые территории в хозяйственное освоение. Когда до точек российского экспорта в морских портах расстояние в среднем составляет 2,5 тыс. км, а затраты на перевозку товара достигают 30–40% его стоимости, удешевление грузового транспорта и ускорение перемещения пассажиров становятся ключевыми факторами конкурентоспособности национальной экономики.
  • Возникшие с эпидемией вызовы заставляют сократить количество приоритетов, пересмотреть бюджеты, сжимать сроки, сосредоточившись на двух направлениях — медицине и инфраструктуре.
  • Не пересматривая верные стратегические цели нацпроектов, представляется важным разработать План развития здравоохранения и План развития инфраструктуры, которые определят шаги и ресурсы для масштабных изменений в этих отраслях в ближайшее время.

Почему инфраструктура?
  • Конкурентными преимуществами России являются природные ресурсы и талантливые люди. И то и другое проистекает из размеров и разнообразия условий нашей страны. Эти же размеры порождают сложности — значительные затраты на преодоление расстояний, неравномерность развития территорий, низкую мобильность населения.
  • Развитие транспортной инфраструктуры позволит сократить время и стоимость перевозки, снизив страновые издержки.
  • Объемные строительные работы на транспорте создадут большое количество рабочих мест как в строительстве, так и в смежных отраслях — производстве стройматериалов, транспортном машиностроении, металлургии.

Проекты для России
  • Коронакризис проявил уязвимость европейской экономики. Стоит начать готовиться к тому, что основным торговым партнером России уже в этом десятилетии станет Азия. Ограничением для этого уже сегодня являются пропускные способности транспортной системы в восточном направлении. Модернизация Транссиба с расширением узких мест и строительство второй очереди Северомуйского тоннеля на БАМе позволят увеличить объемы российского экспорта на восток на 100 млн тонн. Обратной загрузкой увеличится транзит контейнеров из Японии и Китая в Европу через Россию. Требуется выделить средства для строительства этих объектов напрямую из бюджета, поскольку АО РЖД не имеет ресурсов осуществить это масштабное строительство из собственных средств в сжатые сроки, а при постепенном строительстве издержки на строительство и содержание будут перекладываться на грузоотправителей, увеличивая действующие тарифы.
  • Скоростные автомобильные трассы Москва—Урал и Москва—Черное море позволят создать единый рынок труда в самой густонаселенной части страны, найти оптимальные места размещения для тысяч производств.
  • Россия должна получить несколько грузовых выходов на СМП как кратчайший экспортный маршрут для грузов из Уральского и Сибирского промышленных районов. Строительство железнодорожного участка, соединяющего Северную железную дорогу с новым незамерзающим морским портом Индига на СМП, позволит вывозить до 80 млн тонн грузов.
  • Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Санкт-Петербург сократит время в пути до двух часов. Этот проект изменит рынок труда, туризма и создаст одну из крупнейших (а величина для городов — это конкурентоспособность) агломераций мира.
  • Строительство нового незамерзающего порта на Каспийском море в Дербенте позволит обеспечить транзит грузов из быстрорастущего региона Средней Азии через Россию.
  • Скептики скажут, что два Плана развития транспорта и медицины потребуют 5–6 трлн руб. дополнительного финансирования, а во время кризиса доходы бюджета сокращаются.
  • Но это траты за семь-восемь лет (если проектирование начать завтра), и ежегодных ассигнований на национальный План развития инфраструктуры потребуется 700 млрд руб. Все эти вложения окупаемы и останутся с нами навсегда, формируя новой облик страны.
  • Кризис — момент для концентрации внимания и ресурсов, хороший период сделать то, до чего в спокойное время не доходили руки. Эпидемия пройдет — дороги, мосты, тоннели, госпитали и университеты останутся навсегда. Пусть потомки, читая в учебнике истории статью «О коронавирусе в 2020 году», прочтут, что Россия использовала это время для обновления и вышла из кризиса, став сильнее.