Рассылка новостей
Подпишитесь на еженедельную рассылку от #Transforma1
Первая платформа
о трансформации российского бизнеса
Кейсы

Газпромбанк Лизинг: «Кризис не кризис, наша задача — наращивать долю» /Коммерсант/


Источник: Коммерсант

  • В первом квартале из-за распространения коронавируса «встал» Китай, что ударило по российскому железнодорожному транспорту

  • Закрытие некоторых направлений из-за коронавируса, конечно, существенно повлияло на рынок железнодорожного транспорта в первом квартале. Но проблемы в этом сегменте начались раньше. В конце 2019 года мы уже видели падение ставок на полувагоны, падение доходности железнодорожных операторов. Также мы ожидали, что весной, когда откроются реки, часть грузов уйдет на воду, что повлечет дальнейшее снижение ставок

  • С некоторыми клиентами мы ведем переговоры — я бы даже не назвал это реструктуризацией — о неких временных каникулах либо о пересчете графиков платежей. Но в целом ни у нас, ни у наших конкурентов я не вижу большой проблемы с сегментом. Сейчас ставки более или менее комфортны и для лизингополучателей, и для операторов. Если не произойдут еще какие-то негативные события, то, как мне кажется, восстановление рынка должно произойти в 2023–2024 годах

  • Авиационная отрасль пострадала очень сильно. Полагаю, что объем перевозок по итогам 2020 года упадет на 30%. И если говорить в абсолютных цифрах, то снижение пассажирских перевозок будет составлять примерно 35–40 млн человек. Таким образом, российские авиакомпании могут недополучить приблизительно 400–500 млрд руб. за счет сокращения перелетов, прежде всего на международных рейсах, которые являются наиболее прибыльными

  • Мы занимаем второе место по лизингу авиатранспорта с долей на рынке 8%. Однако в портфеле в основном сделки по вертолетам либо же по самолетам для осуществления нерегулярных пассажирских перевозок. Профинансированный нами авиатранспорт будет использоваться для нужд компаний в рамках перемещения между объектами, а также в целях осуществления гражданских перевозок в труднодоступных местах

  • У нас сдержанный подход к риску. Когда мы принимали решение заходить в авиацию, понимали, что первые шаги надо делать осторожно. Поэтому проводили сделки в рамках госпрограмм, например, профинансировали десять вертолетов для «Норникеля» и тому подобное. Мы ни в 2019 году, ни сейчас пока не готовы рассматривать для себя сегмент большой авиации

  • У нас есть корпоративный бизнес и розничный. В них ситуации разнятся. Если говорить про корпоративный, то предпроблемные клиенты действительно есть, но их мало. В основном это, о чем я уже говорил, железнодорожники. Впрочем, просрочка там пока равна 0%

  • Было проведено стресс-тестирование, выявлены основные предпроблемные клиенты, разработан план по работе с потенциально проблемной задолженностью, составлен прогноз по формированию дополнительных резервов по МСФО, ведем переговоры относительно смещения лизинговых платежей «вправо». Но так как эти компании в основном обслуживают либо свою грузовую базу, либо базу крупнейших грузоотправителей, то мы все-таки не ожидаем каких-то серьезных проблем

  • Что касается розничного сегмента, там действительно есть проблемные клиенты, которые пострадали от сложившейся экономической ситуации и ограничительных мер. Прежде всего это отрасли, связанные со строительным сектором, с поставкой непродовольственных товаров, с транспортными предприятиями, которые остановились в связи с введенными ограничительными мерами. Здесь мы ведем переговоры с каждым отдельным лизингополучателем. Примерно трети клиентов сделали трехмесячную отсрочку по платежам. Другим, например, дали каникулы по платежам на месяц

  • Ситуацию с каждым клиентом мы проверяли. Например, были лизингополучатели, которые просто решили воспользоваться моментом и, не имея финансовых проблем, приходили за послаблениями. Таким компаниям, например, задействованным в доставке и перевозке продовольственных продуктов, мы отказывали

  • Около 400 клиентов, только обратилась с просьбой пересмотра условий по действующим договорам. При этом 68% обратившихся предпочитают снизить финансовую нагрузку в рамках ближайших трех платежей. Еще 24% клиентов заморозили апрельские платежи, снижая их до минимума. Оставшиеся 8% хотят отсрочить платежи до поры, когда ситуация на рынке нормализуется. Таким образом, как мы видим, большинство компаний уверены, что в ближайшие три месяца ситуация должна измениться

  • Если говорить о нашем портфеле, то, как мне кажется, эффект от распространения коронавируса мы увидим только по итогам второго квартала, все-таки первый квартал отработали в штатном режиме. По итогам первого квартала мы в десять раз увеличили объем нового бизнеса в сегменте лизинга строительной техники и оборудования, до 1,3 млрд руб., и значительно увеличили объемы бизнеса в сегменте телеком-оборудования, до 1,7 млрд руб. В итоге лизинговый портфель компании за первые три месяца года увеличился на 14% и достиг 225 млрд руб.

  • Безусловно, поддержка государства нужна, поскольку транспортная отрасль сильно просела: железнодорожное сообщение, авиасообщение. Однако эта помощь должна быть адресной. Меры должны включать как поддержку лизингодателей, так и помощь лизингополучателям. Еще в марте мы направляли в Минпромторг свои предложения, которые, в частности, включают возможность для лизинговых компаний предоставлять отсрочку клиентам и возможность зеркальной отсрочки для самих лизинговых компаний от банков. При этом важно было, чтобы ЦБ дал возможность не изменять качество лизингополучателя в части формирования резервов. Недавно было подобное разъяснение ЦБ, позволяющее это делать. Это очень хорошие меры поддержки

  • Мы, наверное, последними из крупнейших лизинговых компаний вошли в сегмент автолизинга. Это конкурентный, сформировавшийся рынок. Здесь нужно конкурировать не столько ставками, сколько условиями. Нужно было выстроить риск-модель и отладить технологии, чтобы мы, как наши конкуренты, могли принимать решения по выдаче предмета лизинга в течение одного дня. И нашей компании, которая всегда работала в сегменте «крупный и крупнейший бизнес», это было очень тяжело сделать. Войдя на рынок, мы не могли себе позволить демпинг, косты в нем и так слишком велики. Мы понимаем, что для увеличения маржинальности нужно развивать дополнительные услуги. Мы внедрили юридическую помощь, страхование, помощь на дорогах и прочие опции, за счет которых продукт стал полноценным. В результате изменения ставок не произошло

  • Сейчас сократилось количество лизинговых договоров. Закрылись автосалоны — продаж почти нет. Также автопроизводители в Европе и в России встали, соответственно, нет поставок некоторых моделей. В сегменте малого и среднего бизнеса произошло сокращение доходов, что, безусловно, сказалось на платежеспособном спросе. Впрочем, мы не ожидаем очень уж большой просадки по году: группа рассчитывает на восстановление спроса. Физические лица сокращают расходы, в том числе за счет зарубежных поездок, и высвободившиеся средства могут потратить на автомобиль. На фоне снижения ключевой ставки лизинговые ставки также будут снижаться. Все эти факторы приведут к восстановлению спроса. План по автолизингу до конца года — нарастить портфель до 50 млрд руб.

  • В целом рынок автолизинга по итогам года просядет на 20%, возможно, на 30%. Наши клиенты не физические лица, а юридические: какой-то бизнес сильно снизил доходность, но какой-то и вырос

  • Если автокредитование постепенно сбавляет темпы (одобрения со стороны банков значительно сократились), то этот объем так или иначе перетечет к лизинговым компаниям. Мы и другие крупнейшие игроки лизингового рынка как минимум останемся при своих объемах, а то и нарастим

  • Кризис не кризис, в любом случае наша первоочередная задача — наращивать долю. Надо смотреть, что будет происходить с рынком. Но при наличии платежеспособного спроса, наличии тех моделей автомобилей, которые востребованы, конечно, мы будем наращивать долю рынка. При этом упор сделаем на качественную и лояльную клиентскую базу