Тренды

«Думание «ни о чем» очень важно для принятия эффективных решений» /KPMG/

Источник: KPMG

  • Два самых важных навыка, необходимы современному молодому человеку — это навык мышления и навык хорошей психической адаптации

  • Мышление — это способность человека создавать эффективные модели реальности. Наши решения и действия проистекают из наших представлений о мире. И важно, чтобы они были верны, важно, чтобы мы умели своевременно находить в них ошибки (или, как сейчас любят говорить, когнитивные искажения). Ну и второй вопрос — психическая адаптация, которая в нарастающей неопределенности важна как никогда. Человек должен научиться контролировать свои состояния, адаптироваться к изменениям, видеть новые возможности там, где прежние модели перестают работать. Вот этому я бы учил в школе, но это в курсе «подготовки к жизни», так сказать, а не в рамках образования как такового

  • Мои исследования лежат в плоскости методологии мышления и трансформации человека в рамках «четвертой цивилизационной волны» — цифро-технологической. В этой связи я не могу не изучать то, что происходит с детьми как с точки зрения формирования структур мышления, так и с точки зрения психического развития ребенка в новой цифровой реальности

  • Проблема не в цифровой среде как таковой. Проблема, прежде всего, в количестве информационного потребления и качестве потребляемого контента. Знаете, что маленькие дети, чьи родители используют гаджеты в качестве самых дешевых бебиситтеров, смотрят в интернете? Я вам скажу: самые популярные у этих юных зрителей ролики — это бессмысленные, многочасовые нарезки на YouTube, где нет никакого сюжета. В них в хаотичном порядке чередуются разные яркие образы, то есть это просто калейдоскоп движущихся картинок, и всё. При этом, по данным «Лаборатории Касперского», более 40% российских детей в возрасте до 10 лет практически постоянно находятся онлайн. Если кто-то думает, что такое инфопотребление может хорошо сказаться на развитии мозга этих детей, то у него явно не все дома

  • Впрочем, есть родители, которые считают, что они дают своим детям смотреть только «умные видео» и «душевные мультики», а потому всё в порядке. Но и тут существует колоссальный риск: способность к пониманию смыслов, заложенных в этих видео, должна у ребенка уже быть подготовленной, сформированной. Если он не видит эти смыслы в просматриваемых видео, это ничем не отличается от той самой нарезки на YouTube. Cодержание контента — это только один из факторов, приводящих к замедлению психического развития у таких детей, а их множество. В совокупности все они и приводят к развитию «цифрового слабоумия» — когда в мозге ребенка не формируется навыков концентрации внимания, отсутствует способность к систематическому обучению, наблюдается общая расторможенность, слабость рабочей памяти и целого спектра подвидов интеллекта

  • Есть мнение, что люди в будущем будут менять несколько профессий за свою жизнь, и постоянное обучение и переобучение должно стать нормой. По всей видимости, сценарий вполне реалистичный. Впрочем, я склоняюсь к мысли, что речь пойдет не столько об изменении самой профессии, но в большинстве случаев о трансформации внутри профессий. Допустим, у меня медицинское, психиатрическое образование. Конечно, достаточно скоро изменятся способы диагностики психических расстройств. Они станут инструментальными, и меня этому не учили, придется переобучаться. Изменятся и способы лечения — будут разработаны технологии создания индивидуальных, под конкретного пациента, лекарств. И нужно будет учиться этому, совершенствоваться в изменяющейся профессии. Это неизбежно. Но пациенты с психическими расстройствами никуда не исчезнут, и врач-психиатр должен хорошо понимать, что это такое

  • Надо отделять креативность как творческую способность, и мышление как способность принимать максимально эффективные решения, учитывающие большое количество вводных, параметров ситуации, контекстов и т.д. И тот, и другой процесс, как мы теперь знаем, по сути, бессознательный, но с точки зрения физиологии мозга механизм у них разный. Креативность предполагает активное переключение между тремя базовыми нейронными сетями мозга, а мышление — активизацию самой большой нейронной сети мозга (так называемой дефолт-системы мозга), с подавлением двух других базовых нейронных сетей (центральной исполнительной сети и сети выявления значимости)

  • «Думание ни о чем», или, как его в науке называют, состояние «блуждания», очень важно для принятия эффективных решений. В этом состоянии, если, конечно, предварительно нужные данные в голову загружены, человек продумывает вопрос на подсознательном уровне, а потом «выстреливает», так сказать, идеальным решением — архимедовой «Эврикой!»

  • Бизнес жалуется, что молодые люди, которые приходят на работу, очень легкомысленно относятся к делу, всегда приоритизируют личное по отношению к рабочему, легко бросают то, что не получается или не нравится, при этом ожидают высокой оценки любого своего усилия. Этой проблеме посвящено большое количество различных исследований. Кто-то указывает перечисленные проблемы и считает ситуацию, по сути, трагической. Другие исследователи предлагают видеть плюсы, которые есть у психики человека, сформировавшегося в новой информационной, цифровой и технологической среде, и делать ставку на эти плюсы. На самом деле, все несколько сложнее. Да, мы действительно фиксируем специфические особенности представителей поколений, которых принято называть Х, Y и Z

  • Речь идет о людях, чья психика формировалась в мире ограниченной информации и дефицита, — это условные «иксы». Отсюда большие амбиции с точки зрения социальной иерархии — с одной стороны, с другой — готовность инвестировать усилия в надежде на отсроченную во времени награду

  • Условные «игреки» — это люди, которые формировались в мире открытой информации, но все еще сохраняющегося дефицита. Они наблюдали яркие истории успеха и ожидают, что с ними произойдет то же самое. Поэтому у них высокие и даже где-то завышенные ожидания, но при этом они ждут быстрого вознаграждения за вложенные усилия. И конечно, такой сотрудник нуждается в постоянной подпитке дополнительными мотивациями, а «управлять» им сложно

  • «Зеты» — молодые пока люди, чье формирование происходило в мире открытой информации и современных цифровых технологий. В связи с этим они очень нуждаются в «менторах», то есть в людях, выполняющих роль «путеводной звезды», — тех, кто объясняет, советует, помогает. И «зеты» как сотрудники, конечно, нуждаются в радикально другой, принципиально новой системе управления

  • Но одно дело — отличие поколений, другое — конкретных людей. К какому бы поколению вы ни принадлежали, важны ваши индивидуальные качества, знания, способности. Так что вопрос не в поколениях как таковых, а в том, какие возможности реальность предоставляет лучшим представителям каждого из поколений. И да, больше возможностей, как ни странно, оказалось у «иксов», тогда как «игрекам» и «зетам», к сожалению, приходится довольствоваться невероятным «богатством выбора», но часто без реальных возможностей

  • Поскольку мы постепенно переходим от вертикальной организации общества к горизонтальной, это сказалось не только на осязаемых, так сказать, возможностях попасть в элиту общества (экономическую, политическую, культурную), но и в том, что и сами эти элиты или бесконечно, недоступно далеки для абсолютного большинства молодых людей, или просто не так элитарны, как прежде

  • В результате оказывается утрачена действительная мотивация для молодого человека пытаться сделать что-то невероятное, исключительное. «Верх», грубо говоря, больше не так манит человека, как прежде. Ну станешь ты писателем, космонавтом, банкиром, политиком, актером, музыкантом — их пруд пруди. Раньше были «звезды» и даже «суперзвезды», а теперь — так, «селебрити». Все это, в свою очередь, приводит к тому, что молодые люди больше не строят долгосрочные перспективные планы. Не думают о себе даже в горизонте 15-20 лет, не говоря уже о большем. А если у тебя нет желанного образа будущего с большим замахом, то и твои результаты вряд ли могут быть впечатляющими

  • Как мы видим динамику, актуальные запросы руководителей компаний — это уже не классические hard skills и soft skills, а гибкость и способность адаптироваться, тайм-менеджмент и умение работать в команде. Это самый актуальный топ-3, если верить IBM Institute for Business Value

  • Часто приходится слышать от product owners, причем работающих в совершенно разных командах, что их роль всё больше сводится к функции группового психолога или даже, извините, няньки. Что ж, может быть, очень скоро бизнесу потребуется создавать таких «нянек» для ценных продуктовых команд, которые смогут поддержать каждого из сотрудников, наставить, «подружить» их друг с другом

  • Многие компании в описании вакансий пишут, что ищут многозадачных людей. Честно говоря, я не разделяю особого оптимизма по поводу многозадачности. Прежде всего, научным фактом является то, что сознание человека не многозадачно, и если он параллельно занимается двумя и более делами, то на них уходит больше времени, чем если бы он делал их последовательно, а кроме того, у него существенно увеличивается количество ошибок. Попробуйте одновременно внимательно смотреть какие-то новости или вести производственное совещание и в этот же момент пересчитывать денежные купюры — будет странно, если вы не собьетесь

  • Впрочем, работодатели, как правило, понимают под «многозадачностью» не то, что является таковым в научном смысле. Они имеют в виду способность человека одновременно вести несколько проектов. То есть, это не значит, что сотрудник делает несколько дел одновременно, а он просто отвечает за целый перечень задач и ничего не упускает из вида. Да, такая способность у кого-то есть, а у кого-то с этим совсем плохо, но это не «многозадачность», это «уровень толерантности к когнитивной нагрузке». Впрочем, эта толерантность в любом случае не бесконечна, да и у современного человека она сейчас в принципе очень высока даже вне работы. Поэтому, конечно, дефицит таких кадров понятен

  • Мы должны изменить сам подход к организации производственного процесса — работать так, как прежде, мы уже не сможем. Мир стремительно меняется, люди меняются, и бизнес должен это осознать самым серьезным и ответственным образом

  • Научным фактом является то, что сознание человека не многозадачно, и если он параллельно занимается двумя и более делами, то на них уходит больше времени, чем если бы он делал их последовательно

  • Мы сейчас проводим соответствующие исследования — определяем, какова эффективность работы сотрудников на удаленке по сравнению с традиционными форматами. К сожалению, пока выводы не слишком обнадеживают — данные свидетельствуют о снижении эффективности, но оно у разных людей проявляется по-разному. Где-то происходит прямо профессиональное выгорание, где-то нарастает специфическая абулия — безволие, где-то есть проблемы с организацией времени и т.д. Но, с другой стороны, мы отмечаем и нарастающую адаптацию к этому формату. Впрочем, это опять-таки фаза, и мы не можем пока сказать, что будет происходить дальше

  • Дело в том, что раньше на удаленке, как правило, работали люди, которые, по тем или иным причинам, сами выбрали такой формат. То есть он был для них естественен, органичен. Сейчас же мы наблюдаем, как люди, которые сами по себе не стремились к удаленке, вынуждены на ней работать. Так что надо продолжать смотреть, что будет происходить с их адаптацией к этому формату. Окончательные выводы пока делать рано