Рассылка новостей
Подпишитесь на еженедельную рассылку от #Transforma1
Первая платформа
о трансформации российского бизнеса
Лидеры трансформации

Андрей Шаронов: «Кризис мало что добавил к фундаментальным вопросам бизнес-этики, но он помог проявить отношение к этим вопросам разных бизнесменов разных бизнесов»

  • Если посмотреть на облако понятий, связанных с этикой, то это – совесть, добро, сочувствие, дружба, самопожертвование, справедливость, солидарность, милосердие. Если посмотреть на предпринимательство, то это – страх, риск, прибыль. Как совместить эти два облака и эти две сущности? Этот вопрос и является предметом бизнес-этики

  • Очень часто, особенно в краткосрочной перспективе, этическое поведение менее выгодно, чем неэтическое. Можно вспомнить о дилемме заключенного – если надо сделать одну сделку, то правильным решением будет обман, а если вы не знаете, сколько будет сделок или ваши отношения с контрагентом будут длительными, то более рациональным поведением будет добросовестное сотрудничество

  • Кризис мало что добавил к фундаментальным вопросам бизнес-этики, но он помог проявить отношение к этим вопросам разных бизнесменов разных бизнесов. Мы видели и положительные примеры, когда бизнес более активно вовлекался в благотворительность в эти тяжелые времена, несмотря на то, что ему самому было очень тяжело. Также предприниматели консолидировались, чтобы вместе сформировать позицию для регулятора. С другой стороны, мы наблюдали и противоположные случаи, когда предприниматели не шли ни на какие уступки, хотя их контрагенты находились в очень тяжелом состоянии

  • Должны быть ясные сигналы и от государства, и от общества, которые поддерживают этическое поведение и дискриминируют неэтическое, делая его экономически невыгодным

  • Если мы просто начнем больше говорить про этичность разных кейсов, то они привлекут больше внимания. И для всего бизнеса прозвучит несколько сигналов: во-первых, как относится общество к неэтичным поступкам, во-вторых, что любые “нечистые” сделки и поступки всегда рано или поздно становятся известны. Важно - начать говорить об этом, так возникает общественный вектор, складывается общественное мнение и традиция, как делать, а как лучше не делать

  • У нас в школе много молодых предпринимателей, и я вижу, что они в большей степени придерживаются принципов социальной ответственности. У них задача не просто заработать деньги, но им хочется сделать что-то, что имело бы смысл и социальный оттенок. Они в большей степени заинтересованы в экологических последствиях своего бизнеса. У этих людей больше свободы и готовности к предпринимательской жизни