Тренды

Бизнес-тренды 2020: дистанционная работа и новая сущность офиса /Forbes/

Источник: Forbes

Коммуникации
  • Ключевым бизнес-трендом последних лет, проникшим в самые разные области экономики, стало повышение эффективности деловых коммуникаций – как оффлайновых, так и онлайновых. Появились новые инструменты для работы, постановки и контроля выполнения задач. Виртуальные команды, проектный подход, SCRUM, Agile и другие методики, пришедшие из ИТ-индустрии, потребовали организации и проведения большего количества встреч, причем в самых разнообразных форматах. С учетом глобальности, интенсивности и мобильности современного бизнеса даже при самом идеальном планировании провести все встречи «лицом к лицу» просто невозможно. В такой ситуации огромное значение приобретают новые коммуникационные инструменты и сервисы. 2020 год стал мощным катализатором как самого тренда, так и рожденных им бизнес-инструментов. 

  • Полина Анохина, региональный директор Logitech по России и странам СНГ считает, что онлайн-конференции стали одним из самых востребованных бизнес-инструментов в настоящее время: «Для многих компаний видеосвязь стала неотъемлемой частью ежедневных рабочих коммуникаций. Последние месяцы мы наблюдаем повышенный интерес не только к персональным устройствам, но и к оборудованию для переговорных помещений, и я уверена, что такой тренд сохранится и после окончания периода вынужденной удаленной работы. Видеоконференция – доступная альтернатива оффлайн-встречам, позволяющая обеспечить «эффект присутствия», максимально оперативно и просто адаптироваться к новой реальности».
  • Впрочем, речь идет не столько о видеоконференциях, сколько обо всех инструментах для дистанционной и коллективной работы. 

Коллективная работа и единое информационное поле
  • Еще одним важным бизнес-трендом стало создание единого информационного поля внутри компании, постановка общих задач и организация коллективной работы над ними большого количества сотрудников. Особенно важной эта метрика стала для среднего и крупного бизнеса с десятками подразделений, отделов и проектных команд. Рассинхронизация работы продуктовых, маркетинговых и sales-подразделений, постоянно обновляющаяся информация, управление сложными проектами с динамическим статусом выполнения стали серьезной проблемой для менеджмента. Ситуация усложнилась в связи с массовым переходом на новые методики ведения бизнеса, появлением большого количества географически распределенных виртуальных команд.
  • Такая проблема решается как сотрудниками проектного офиса компании, так и целым рядом специализированных приложений и сервисов, которые позволяют постоянно поддерживать омниканальную связь (текст, аудио, видео) между коллегами, сохранять записи встреч и выработанные документы в облаке, а также продолжать работу над ними в любое время.
  • Электронные доски, планировщики задач с возможностью различных коллабораций между сотрудниками, электронный документооборот, инструменты для построения рабочих процессов и другие облачные приложения и сервисы позволяют не только создавать виртуальные рабочие команды и виртуальные офисы, но и эффективно ими управлять.


Информационная безопасность
  • Во многих компаниях существуют довольно мягкие правила по использованию различных приложений для внутрикорпоративного общения. Сотрудникам предоставляется максимальная свобода, но при этом почти всегда есть прямые и жесткие указания по поводу использования инструментов передачи, обсуждения и хранения конфиденциальной информации.
  • После того, как многие компании более или менее успешно справились с организацией дистанционной работы и прошла первая эйфория от успешного перевода сотрудников «на удаленку», забили тревогу ИТ-департаменты компаний, которым пришлось нарушить привычные протоколы обеспечения кибербезопасности. Так называемый «периметр безопасности» локальной ИТ-инфраструктуры многих компаний был полностью разрушен массовым переводом на удаленную работу сотрудников и необходимостью обеспечения их доступом к информационным ресурсам компаний. Также на уровне безопасности сказалась частичная утрата контроля над ПО, установленном на рабочих компьютерах сотрудников. Более того, использование для удаленной работы инструментов, изначально не предназначенных для этого, породило такие эксцессы, как попадание в открытый доступ записей совещаний, видеоконференций, чатов, в том числе и чувствительной для компаний и сотрудников информации. Еще одной дырой в корпоративной безопасности, сквозь которую нередко утекали конфиденциальные данные, стали личные мессенджеры сотрудников.
  • В такой ситуации в наиболее выигрышном положении оказались те компании, которые не стали использовать «смесь» из различных продуктов, а перешли на единую облачную платформу для дистанционной и коллективной работы. В этом случае обеспечение информационной безопасности ложится на владельца платформы, предоставляющего услуги и имеющего опыт и ресурсы в области организации кибербезопасности своих облачных сервисов.

Офис будущего
  • Поиск новых способов повышения эффективности бизнеса – непрекращающийся процесс. Несколько лет назад стиль работы крупных компаний, не говоря уже о стартапах, стал меняться в сторону увеличения мобильности сотрудников и предоставления им новых инструментов для дистанционной командной работы. Мировая пандемия стала лишь катализатором этого тренда, и очевидно, что после завершения периода социальной изоляции бизнес продолжит использовать эти инструменты и практики.
  • Мы также видим, что требования к современному офису изменились раз и навсегда. Из простого рабочего места он превращается в коммуникационный хаб, способный обеспечить работу компании в любой, даже критической ситуации, а его неотъемлемыми элементами становятся нефиксированные рабочие места, гибкая организация рабочих пространств под создаваемые проектные команды, увеличение количества помещений/залов/пространств для коллективной работы вместо классических «переговорок».
  • В такой ситуации на первое место по своей значимости выходят интеллектуальные системы видео-конференц-связи (ВКС), обеспечивающие простую и удобную коммуникацию между офисом, дистанционно работающими сотрудниками, партнерами, контрагентами и пр.