Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Трудная глава

Время чтения: 4 мин.
Просмотров: 60

 

  • За время пандемии производство книг в России упало на 20% и составило 225 миллионов единиц. Этот спад стал самым значительным со времени кризиса 2008 года. Самый большой урон понесла область художественной литературы, на втором месте — прикладная литература. Отечественное книгоиздательство пострадало в большей мере, чем та же отрасль в США и Европе, где традиционно пользуются популярностью электронные версии бумажных книг: в США они занимают до 50% рынка, 25% — в Великобритании и только 6% в России, где основной проблемой является интернет-пиратство

 

  • С развитием маркетплейсов участники рынка ожидают увеличение продаж электронных книг, рост которых прогнозируется на уровне 10%, что поставит страну на один уровень с Германией по числу проданных цифровых версий книг через интернет. Распространение пиратских сайтов сильно затормозило продажи печатных изданий в России. Сейчас почти невозможно убедить покупателя официально приобрести книгу, если на торрент-трекере ее можно скачать за несколько минут

 

  • В стране не сформирована в достаточном объеме инфраструктура по отправке книг конечному потребителю: малое количество пунктов по выдаче заказов делает нерентабельной их покупку в интернет-магазинах. Сказывается и отсутствие привычки к приобретению новых книг. В списке потребностей потенциального клиента они занимают одну из последних строчек. Маркетплейсы не уделяют должного внимания развитию этого рынка в стране и часто продают книги в разделе «другие товары». Кроме этого, закрытые на время карантина книжные магазины не добавили популярности такого рода покупкам

 

  • На данный момент в России развивается только одна федеральная сеть по продаже печатной продукции: «Читай-город—Буквоед». Если в 1990 году на один книжный магазин приходилось 17 тыс. человек, то сейчас эта цифра выросла до 147 тысяч. Даже в Москве таких заведений намного меньше, чем в европейских столицах: Париже, Риме и Мадриде. В результате рынок книгопечатных изданий сокращается на фоне его роста в США, который показал в этом году лучший результат начиная с 2004 года — момента, когда начались наблюдения в этой области

 

  • Российские компании по онлайн-продаже книг чувствуют себя немного уверенней, чем их коллеги из офлайн-сектора. Те фирмы, которые до пандемии показывали значительный рост продаж, в кризис заняли более стабильное положение на рынке. К примеру, ГК «Просвещение» планирует завершить финансовый год с показателем роста сетевых продаж в размере 70%. Компании «Альпина» также удалось сохранить финансовые показатели на уровне 2019 года. Все эти факторы вселяют осторожный оптимизм среди издателей и пролонгируют их ожидания экономического роста отрасли в 2021 году

 

  • Однако, при ближайшем рассмотрении, не все так хорошо на этом рынке: ряд компаний в коронавирус показали резкое снижение объемов торговли и выручки за тот же период времени. В «Эксмо-АСТ» ждут спада на 20%, в «Манн, Иванов и Фербер» — на 9%. Представитель издательства «Яуза» заявил о прогнозах падения выручки на 40% в отношении того же периода 2019 года. Отчасти это произошло из-за медленного перехода продаж в онлайн-сектор: привычка работать с дистрибуцией по старинке привела часть компаний в плачевное состояние

 

  • Дополнительным негативным фактором в падении выручки и росте себестоимости продукции, сыграла девальвация рубля, которая способствовала росту цен на закупаемое оборудование и бумагу. В «Эксмо-АСТ» стоимость книг выросла на 6–7%, тогда как компания «Альпина», чтобы не повышать цены, была вынуждена смириться с падением прибыли на 50%. На этом фоне часть фирм перепрофилируют свою деятельность или вводят в работу новые сервисы для своих клиентов: издательство «Манн, Иванов и Фербер» решило развивать онлайн-курсы, а книгоиздательская компания «Фламинго» занялась изготовлением картонных игрушек для детей

 

  • В области маркетинга российским издателям может быть полезен опыт их заокеанских коллег: в США широко развит сервис по допечатыванию тиражей книг по предварительному заказу. Кроме этого книги для продажи стали размещать и сетевые магазины, используя для этого необычные места около подгузников, яиц и молока, что позволило поднять продажи печатной продукции в несколько раз. Для британских издателей спасением стала платформа Bookshop.org, которая объединила вокруг себя порядка 150 независимых издательств из Соединенного королевства. В этих условиях российские сервисы внимательно следят за способами, позволяющими увеличить продажи в условиях непрекращающегося вируса Ковид-19
25.12.2020
Укрепление доверия к бизнес-экосистемам
Институт Хендерсона (BCG Henderson Institute, BHI) провел одно из первых глобальных исследований, посвященных фактору доверия в бизнесе
Как будет выглядеть «новая реальность» после пандемии
Аудиторская компания KPMG опубликовала данные опроса «Outlook Pulse Survey» в котором участвовали 500 топ-менеджеров со всего мира
Прозрачная экосистема перевозок
Как внедрение в работу сервиса «Яндекс.Маршрутизация», помогло компании «Балтика» вывести клиентский сервис на новый уровень
Можно ли преодолеть кризис доверия?
Какие меры следует предпринять руководителям, чтобы восстановить доверительные отношения между сотрудниками после пандемии. Кризис доверия - инструменты преодоления
15 методов для эффективного управления временем
Как правильно расставлять приоритеты, планировать дела и структурировать задачи – в обзоре самых популярных и действенных техник тайм-менеджмента
Бизнес нарастил обороты
«Финэкспертиза» опубликовала отчет о состоянии экономики РФ после коронавирусного спада
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo