Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Трудная глава

Время чтения: 4 мин.
Просмотров: 76

Трудная глава

 

  • За время пандемии производство книг в России упало на 20% и составило 225 миллионов единиц. Этот спад стал самым значительным со времени кризиса 2008 года. Самый большой урон понесла область художественной литературы, на втором месте — прикладная литература. Отечественное книгоиздательство пострадало в большей мере, чем та же отрасль в США и Европе, где традиционно пользуются популярностью электронные версии бумажных книг: в США они занимают до 50% рынка, 25% — в Великобритании и только 6% в России, где основной проблемой является интернет-пиратство

 

  • С развитием маркетплейсов участники рынка ожидают увеличение продаж электронных книг, рост которых прогнозируется на уровне 10%, что поставит страну на один уровень с Германией по числу проданных цифровых версий книг через интернет. Распространение пиратских сайтов сильно затормозило продажи печатных изданий в России. Сейчас почти невозможно убедить покупателя официально приобрести книгу, если на торрент-трекере ее можно скачать за несколько минут

 

  • В стране не сформирована в достаточном объеме инфраструктура по отправке книг конечному потребителю: малое количество пунктов по выдаче заказов делает нерентабельной их покупку в интернет-магазинах. Сказывается и отсутствие привычки к приобретению новых книг. В списке потребностей потенциального клиента они занимают одну из последних строчек. Маркетплейсы не уделяют должного внимания развитию этого рынка в стране и часто продают книги в разделе «другие товары». Кроме этого, закрытые на время карантина книжные магазины не добавили популярности такого рода покупкам

 

  • На данный момент в России развивается только одна федеральная сеть по продаже печатной продукции: «Читай-город—Буквоед». Если в 1990 году на один книжный магазин приходилось 17 тыс. человек, то сейчас эта цифра выросла до 147 тысяч. Даже в Москве таких заведений намного меньше, чем в европейских столицах: Париже, Риме и Мадриде. В результате рынок книгопечатных изданий сокращается на фоне его роста в США, который показал в этом году лучший результат начиная с 2004 года — момента, когда начались наблюдения в этой области

 

  • Российские компании по онлайн-продаже книг чувствуют себя немного уверенней, чем их коллеги из офлайн-сектора. Те фирмы, которые до пандемии показывали значительный рост продаж, в кризис заняли более стабильное положение на рынке. К примеру, ГК «Просвещение» планирует завершить финансовый год с показателем роста сетевых продаж в размере 70%. Компании «Альпина» также удалось сохранить финансовые показатели на уровне 2019 года. Все эти факторы вселяют осторожный оптимизм среди издателей и пролонгируют их ожидания экономического роста отрасли в 2021 году

 

  • Однако, при ближайшем рассмотрении, не все так хорошо на этом рынке: ряд компаний в коронавирус показали резкое снижение объемов торговли и выручки за тот же период времени. В «Эксмо-АСТ» ждут спада на 20%, в «Манн, Иванов и Фербер» — на 9%. Представитель издательства «Яуза» заявил о прогнозах падения выручки на 40% в отношении того же периода 2019 года. Отчасти это произошло из-за медленного перехода продаж в онлайн-сектор: привычка работать с дистрибуцией по старинке привела часть компаний в плачевное состояние

 

  • Дополнительным негативным фактором в падении выручки и росте себестоимости продукции, сыграла девальвация рубля, которая способствовала росту цен на закупаемое оборудование и бумагу. В «Эксмо-АСТ» стоимость книг выросла на 6–7%, тогда как компания «Альпина», чтобы не повышать цены, была вынуждена смириться с падением прибыли на 50%. На этом фоне часть фирм перепрофилируют свою деятельность или вводят в работу новые сервисы для своих клиентов: издательство «Манн, Иванов и Фербер» решило развивать онлайн-курсы, а книгоиздательская компания «Фламинго» занялась изготовлением картонных игрушек для детей

 

  • В области маркетинга российским издателям может быть полезен опыт их заокеанских коллег: в США широко развит сервис по допечатыванию тиражей книг по предварительному заказу. Кроме этого книги для продажи стали размещать и сетевые магазины, используя для этого необычные места около подгузников, яиц и молока, что позволило поднять продажи печатной продукции в несколько раз. Для британских издателей спасением стала платформа Bookshop.org, которая объединила вокруг себя порядка 150 независимых издательств из Соединенного королевства. В этих условиях российские сервисы внимательно следят за способами, позволяющими увеличить продажи в условиях непрекращающегося вируса Ковид-19
25.12.2020
Три совета для бизнес-лидеров
Как изменится бизнес после пандемии и что руководителям компаний ожидать в долгосрочной перспективе?
В чем сила доверия
Как восстановить авторитет бизнеса и государственных структур на фоне общего разочарования их действиями в пандемию
Как пандемия трансформировала рынок труда в США
Компания Deloitte выяснила, как удаленная работа из дома изменила повседневные привычки американцев и чем это обернулось для экономики Соединенных Штатов
Страховщики не торопятся в офисы
Согласно недавнему опросу руководителей страховых компаний по всему миру, большинство респондентов планируют вернуться к офлайн-работе не раньше 2022 года
Проблемы в бизнесе отходят на второй план
По опросам более 7 тыс. представителей малого и среднего бизнеса в России, количество сложностей в их работе постепенно сокращается
Время, вперед!
10 цифровых способов повысить производительность труда
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo