Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

В поисках эффективного государства

Время чтения: 4 мин.
Просмотров: 32

В поисках эффективного государства

  • Эксперты никак не могут прийти к консолидированному мнению относительно роли государства в успешном развитии экономики. Одни считают, что без вмешательства властей в бизнес-процессы, прогресс в этой области невозможен; вторые же уверены — обюрокрачивание деловой среды ведет к торможению в деятельности частных компаний и предприятий. Обе стороны в подтверждении своих слов приводят успешные примеры той или иной деятельности государства, отстаивая свою точку зрения. У сторонних наблюдателей в такой ситуации встает вопрос: почему одним странам удается вести сбалансированную политику в этой области, а другим нет?

 

  • 25 лет назад профессор Калифорнийского университета Питер Эванс опубликовал классический труд на эту тему. В своей книге «Встроенная автономия: государства и индустриальная трансформация», он провел сравнительное исследование трансформации экономик трех стран: Южной Кореи, Бразилии и Конго, которые в начале проводимых там реформ находились примерно на одном уровне по экономическому развитию и имели сходные политические режимы у власти. Наибольших результатов в итоге добилась Южная Корея, трансформация Бразилии была проведена только в отдельных отраслях экономики, а Конго показала отрицательный рост, превратившись в деградирующую страну с безнадежной экономикой

 

  • Что явилось причиной столь разных результатов для схожих экономических реформ в этих странах? Питер Эванс отвечает в своей книге на этот вопрос принимая во внимание личностный фактор лидеров этих стран и условия, на фоне которых развивались проводимые ими реформы. Кроме этого, большое внимание в своем исследовании автор уделяет государственному аппарату чиновников этих стран. Проводя сравнительную характеристику бюрократии, он обращает внимание на ее автономию от влияния различных групп интересов. Чем выше была независимость чиновников, тем более внушительных результатов в трансформации им удавалось добиться, и наоборот. На основе этой взаимосвязи Питер Эванс впоследствии разработал особый «индекс веберианизации», призванный показать разницу в успешности и компетентности работы государственного аппарата

 

  • По этой шкале деятельность в России бюрократии можно оценить на «твердую тройку», благодаря которой страна расположилась ближе к примеру Бразилии, чем к Южной Корее того времени. После развала Советского Союза чиновничий аппарат оказался в руках зарождающегося в новой России олигархата, и в таком виде просуществовал до начала 2000-х годов. Далее ситуации развернулась в противоположную сторону: государственная система сама стала экономическим субъектом и, в образовавшейся автономии, различные ее сегменты вошли во внутренние противоречия между собой. Особенно заметен этот процесс стал в «силовой» сфере госуправления. Все это привело к резкому росту уровня коррупции в стране и «захвату» отдельных отраслей экономики чиновниками, которые оказались близки к политическому руководству страны

 

  • В сложившейся ситуации невозможно всерьез рассуждать об экономической эффективности. Неудачи в области индустриальной политики, связанные с процессом импортозамещения, показали всю несостоятельность подобной экономической модели. Назначения на ключевые должности людей, неэффективных в своей деятельности, но политически близких — свидетельствует о нежелании правящего класса в развитии российской экономики. Политическая ангажированность и превалирование геополитических интересов перед экономическим ростом — довершают общую картину стагнации деловой среды в стране

 

  • Инерция в поведении управленческого аппарата — слишком тяжелый для резкого изменения фактор, чтобы не обращать на него внимание в контексте этой статьи. Превращение чиновников из тормозящего инструмента в локомотив реформ, даже в условиях изменения политического вектора в развитии страны, не произойдет по мановению волшебной палочки. Необходима глубокая административная перестройка, которая обеспечит прозрачность работы всей системы и реструктуризирует не только отдельные ее части, но и весь аппарат управления

 

  • В данный момент для России наиболее возможным становится «вариант Бразилии» по классификации Питера Эванса: когда государство волевым порядком перестраивает отдельные сектора экономики, отсоединяя от них интересантов и группы влияния. Подобная тактика позволит создать «островки безопасности» в деятельности чиновников, находясь на которых, можно проводить более глубокую трансформацию экономики и постепенное исключение из нее коррупционной составляющей. При ином раскладе страна может повторить судьбу Конго и запустить необратимые процессы по дальнейшей стагнации всех отраслей экономики, как это произошло в Конго в прошлом веке
19.10.2020
Три совета для бизнес-лидеров
Как изменится бизнес после пандемии и что руководителям компаний ожидать в долгосрочной перспективе?
В чем сила доверия
Как восстановить авторитет бизнеса и государственных структур на фоне общего разочарования их действиями в пандемию
Как пандемия трансформировала рынок труда в США
Компания Deloitte выяснила, как удаленная работа из дома изменила повседневные привычки американцев и чем это обернулось для экономики Соединенных Штатов
Страховщики не торопятся в офисы
Согласно недавнему опросу руководителей страховых компаний по всему миру, большинство респондентов планируют вернуться к офлайн-работе не раньше 2022 года
Проблемы в бизнесе отходят на второй план
По опросам более 7 тыс. представителей малого и среднего бизнеса в России, количество сложностей в их работе постепенно сокращается
Время, вперед!
10 цифровых способов повысить производительность труда
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo