Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

В поисках эффективного государства

Время чтения: 4 мин.

В поисках эффективного государства - #Трансформа1

  • Эксперты никак не могут прийти к консолидированному мнению относительно роли государства в успешном развитии экономики. Одни считают, что без вмешательства властей в бизнес-процессы, прогресс в этой области невозможен; вторые же уверены — обюрокрачивание деловой среды ведет к торможению в деятельности частных компаний и предприятий. Обе стороны в подтверждении своих слов приводят успешные примеры той или иной деятельности государства, отстаивая свою точку зрения. У сторонних наблюдателей в такой ситуации встает вопрос: почему одним странам удается вести сбалансированную политику в этой области, а другим нет?

 

  • 25 лет назад профессор Калифорнийского университета Питер Эванс опубликовал классический труд на эту тему. В своей книге «Встроенная автономия: государства и индустриальная трансформация», он провел сравнительное исследование трансформации экономик трех стран: Южной Кореи, Бразилии и Конго, которые в начале проводимых там реформ находились примерно на одном уровне по экономическому развитию и имели сходные политические режимы у власти. Наибольших результатов в итоге добилась Южная Корея, трансформация Бразилии была проведена только в отдельных отраслях экономики, а Конго показала отрицательный рост, превратившись в деградирующую страну с безнадежной экономикой

 

  • Что явилось причиной столь разных результатов для схожих экономических реформ в этих странах? Питер Эванс отвечает в своей книге на этот вопрос принимая во внимание личностный фактор лидеров этих стран и условия, на фоне которых развивались проводимые ими реформы. Кроме этого, большое внимание в своем исследовании автор уделяет государственному аппарату чиновников этих стран. Проводя сравнительную характеристику бюрократии, он обращает внимание на ее автономию от влияния различных групп интересов. Чем выше была независимость чиновников, тем более внушительных результатов в трансформации им удавалось добиться, и наоборот. На основе этой взаимосвязи Питер Эванс впоследствии разработал особый «индекс веберианизации», призванный показать разницу в успешности и компетентности работы государственного аппарата

 

  • По этой шкале деятельность в России бюрократии можно оценить на «твердую тройку», благодаря которой страна расположилась ближе к примеру Бразилии, чем к Южной Корее того времени. После развала Советского Союза чиновничий аппарат оказался в руках зарождающегося в новой России олигархата, и в таком виде просуществовал до начала 2000-х годов. Далее ситуации развернулась в противоположную сторону: государственная система сама стала экономическим субъектом и, в образовавшейся автономии, различные ее сегменты вошли во внутренние противоречия между собой. Особенно заметен этот процесс стал в «силовой» сфере госуправления. Все это привело к резкому росту уровня коррупции в стране и «захвату» отдельных отраслей экономики чиновниками, которые оказались близки к политическому руководству страны

 

  • В сложившейся ситуации невозможно всерьез рассуждать об экономической эффективности. Неудачи в области индустриальной политики, связанные с процессом импортозамещения, показали всю несостоятельность подобной экономической модели. Назначения на ключевые должности людей, неэффективных в своей деятельности, но политически близких — свидетельствует о нежелании правящего класса в развитии российской экономики. Политическая ангажированность и превалирование геополитических интересов перед экономическим ростом — довершают общую картину стагнации деловой среды в стране

 

  • Инерция в поведении управленческого аппарата — слишком тяжелый для резкого изменения фактор, чтобы не обращать на него внимание в контексте этой статьи. Превращение чиновников из тормозящего инструмента в локомотив реформ, даже в условиях изменения политического вектора в развитии страны, не произойдет по мановению волшебной палочки. Необходима глубокая административная перестройка, которая обеспечит прозрачность работы всей системы и реструктуризирует не только отдельные ее части, но и весь аппарат управления

 

  • В данный момент для России наиболее возможным становится «вариант Бразилии» по классификации Питера Эванса: когда государство волевым порядком перестраивает отдельные сектора экономики, отсоединяя от них интересантов и группы влияния. Подобная тактика позволит создать «островки безопасности» в деятельности чиновников, находясь на которых, можно проводить более глубокую трансформацию экономики и постепенное исключение из нее коррупционной составляющей. При ином раскладе страна может повторить судьбу Конго и запустить необратимые процессы по дальнейшей стагнации всех отраслей экономики, как это произошло в Конго в прошлом веке
19.10.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

К закрытию готовы почти 10% компаний российского малого бизнеса
Это показал опрос более пяти тысяч собственников и руководителей компаний из всех регионов страны, проведенный в начале февраля
На борьбу с пандемией в России потратили 2,86 трлн рублей
Счетная палата подготовила документ, в котором эксперты ведомства зафиксировали размер расходов бюджета РФ на преодоление кризиса, вызванного пандемией
Бизнес предложил ограничить список сайтов с бесплатным доступом
Россиянам сократят список бесплатных сайтов, убрав из него соцсети, сайты телеканалов и интернет-магазинов
Рейтинг Forbes: 30 самых дорогих компаний Рунета
Опубликован очередной рейтинг самых дорогих компаний российского интернета — больше всех в пандемию выиграли маркетплейсы и агрегаторы
Шесть принципов ESG, которые разработали в США и пытаются внедрять в России
Зачем бизнесмены сидят в Clubhouse?
Плюсы и минусы новой социальной сети с точки зрения бизнеса и расширения его маркетинговых возможностей
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo