Валерий Шпаков: «Рынок грузоперевозок ждет понятной политики»
- Выход крупнейшего железнодорожного оператора Globaltrans на Московскую биржу в условиях пандемии был вызван желанием привлечь дополнительные инвестиции и повысить ликвидность. Это уже вторичный листинг компании — предыдущий состоялся в Лондоне и стал первым опытом среди российских операторов грузоперевозок. Все это свидетельствует о доступной отчетности Globaltrans для инвесторов, устойчивой позиции компании на рынке и ее понятной бизнес-модели
«Мы представляем отрасль грузовых железнодорожных перевозок — это почти 90% грузооборота страны. И вряд ли в обозримые десятилетия значение железных дорог как-то поменяется», —рассказывает Валерий Шпаков.
- Высокие дивиденды для акционеров являются приоритетным направлением для компании. За первые шесть месяцев 2020 года на это было выделено 8,3 млрд рублей, в планах на второе полугодие — выплата еще порядка 5 млрд. Несмотря на кризисную ситуацию в отрасли и снижение экономической активности, грузооборот компании поднялся на 5%. Были оперативно снижены издержки и оптимизированы текущие затраты, что позволило сохранить денежный поток на уровне 7 млрд рублей. Фиксируется восстановление спроса на грузовые перевозки в сети РЖД, которые уже достигли уровней 2019 года
«Мы рассчитываем, что компания сможет показать достойные результаты. Они будут хуже, чем годом ранее, но позволят обеспечить выплату запланированных дивидендов», — уверен глава Globaltrans.
- Текущее ослабление рубля благоприятно сказалось на процессе восстановления отрасли, позволив стабилизировать объемы перевозимых грузов. Среди перспективных направлений в этой области — принятая государством программа по развитию БАМа и Транссиба. Кроме этого, совершенствуются железнодорожные пути на южном и северо-западном направлении в части их подходов к портам, расположенных в этих регионах. В планах у компании на период до 2025 года — увеличение перевозок до 210 млн тонн. К сожалению, негативное воздействие оказывают дотации и ограничительные меры со стороны властей, направленные на регулирование выпуска вагонов
«Все, что производится, должно потребляться. Рыночный механизм приобретения вагонов должен основываться на их окупаемости, не на дотациях», — считает господин Шпаков.
- Ограничение выпуска новых вагонов не явилось панацеей для отрасли: компании на рынке необходимо заинтересовывать в их приобретении. В этом смысле перспективным направлением является выкуп вагонов по системе trade-in. Оно позволит расширить парк вагонов для перевозки профильных грузов. В этих условиях Globaltrans почти вдвое сократил количество приобретаемых перевозочных средств, одновременно инвестировав в обслуживание уже имеющихся мощностей. Средний возраст парка вагонов у компании составляет 11 лет, что позволит поддерживать количество списываемой техники на минимальном уровне в ближайшем будущем
«Мы пережили два кризиса, сейчас — третий. Рынок оперирования сильно изменился: конкуренция стала более зрелой, доля крупных игроков выросла», — говорит гендиректор компании Globaltrans.
- Избыточное количество пустых вагонов породило проблему их профицита и систему прогрессивной оплаты, внедренную РЖД за их отстой. Эта услуга является затратной для операторов железнодорожных перевозок, кроме того, она должна происходить на добровольной основе. Устранение дисбаланса в деле образования тарифов следует проводить на постоянной основе, избегая точечных изменений, которые нарушают долгосрочное планирование расходов. Работы по комплексному изменению тарифной сетки уже ведутся в ОАО РЖД и правительство обозначило свою принципиальную позицию в вопросе индексации инфраструктурных проектов
«Весь рынок ждет понятной политики. Я за некую систему, которая позволит четко определить механизм тарифообразования», — уверен Валерий Шпаков.
- Переориентация отдельных грузовых потоков угля и руды в экспортных направлениях должна быть обусловлена введением гибких тарифов. Такая диверсификация позволила бы не снижать объемы перевозок в зависимости от сезонного фактора и не останавливать грузовое сообщение в разные периоды времени. В созданном Союзе операторов железнодорожного транспорта обсуждаются инициативы участников рынка по возможным тарифным преобразованиям. Это делается в тесном контакте как на уровне правительства, так и в сотрудничестве с рабочими группами РЖД
«Мы говорим о системе, в которой предусмотрено разное развитие ситуаций и уже заложен на этот случай определенный механизм», — объясняет господин Шпаков.
- Трансформирование бизнеса является одной из приоритетных задач Globaltrans. Компания была создана в 2004 году путем объединения профильных активов ее основателей. В результате получился бизнес, состоящий на 2/3 из полувагонов и на 1/3 из цистерн. Сочетание этих профилей помогают вести гибкую политику на рынке, оперативно перестраивая свою деятельность в зависимости от текущего спроса. В 2014 году компания Globaltrans открыла новое направление в бизнесе, начав развивать перевозки нефтехимических грузах в специально предназначенных для этого контейнерах. Кроме этого, развивается сегмент полувагонных перевозок, который позволяет более диверсифицировано подходить к транспортировке контейнеров на небольшие расстояния и постепенно исключать порожние пробеги
«Пока новых проектов в проработке нет. Но когда появится интересная инвестиционная возможность, мы, конечно же, будем ее использовать», — заключает гендиректор Globaltrans Валерий Шпаков.
Шпаков Валерий Васильевич — родился в 1956 году. Окончил Ленинградское училище военных сообщений по специальности «инженер по эксплуатации железнодорожного транспорта», Военно-транспортную академию. Служил в рядах вооруженных сил, в 1999 году вышел в запас в звании полковника. В 1986–1999 годах работал на Московской железной дороге. С 2000 по 2003 годы занимал руководящие должности в ООО «ММК-Транс». С 2003 по 2007 годы — первый заместитель генерального директора ОАО «Новая перевозочная компания», в феврале 2007 года назначен ее гендиректором. В марте 2016 года возглавил группу Globaltrans.
У грузоперевозок вполне все неплохо сейчас, в отличии от тех кто людей возит. Конечно объемы уменьшились немного, но все равно без работы никто не остается, а вот авиа и просто перевозкам гораздо сложнее в этом плане, так что тут им не стоит так печалится, все думаю еще наладится, как только вакцинируют большинство людей.