Медиапортал

о трансформации

российского бизнеса

Включи и работай

Время чтения: 10 мин.

Включи и работай - #Трансформа1

 

Пандемия COVID-19 повлияла на массовое развитие автоматизации и роботизации. Доводы в пользу этой точки зрения кажутся вполне разумными: во время локдауна спрос на товары, которые можно получить не покидая дома, вырос во много раз. Считается, что эту работу могут отлично выполнять роботы, особенно в ситуациях, когда сотрудники служб доставки отказываются делать ее из-за повышенного риска для своего здоровья. Одновременно происходит удешевление технологий, благодаря чему цена на услуги роботов снижается, делая подобные сервисы более доступными для клиентов.

 

За последние несколько лет появилось определенное количество компаний, создающих и продающих роботов с использованием искусственного интеллекта, которые способны доставать вещи со стеллажей, обрабатывать детали, ухаживать за машинами и тестировать новейшую электронику. До недавнего времени, автоматизация с помощью робототехники считалась безнадежным мероприятием, потому что роботы не справлялись с элементарными задачами. Но с внедрением новых технологий робототехнические компании добились успехов в автоматизации таких процессов, как транспортировка материалов, сортировка и укладка их на поддоны.

 

Успешное внедрение робототехники в производство — сложное дело, и большинство компаний не могут извлекать выгоду из этих систем. Изучая опыт в использовании роботов с элементами искусственного интеллекта, было обнаружено, что успешное его внедрение в работу является редким примером. И этому есть объяснение. Годы исследований показали, что при появлении качественно новых форм автоматизации, компании тратят гораздо большее количество ресурсов в попытках определиться с эффективным применением технологий. Это явление получило название Кривая производительности «Джей». Принципиально новые технологии требуют дорогостоящих вложений в реорганизацию бизнес-процессов, обучение сотрудников новейшим методам работы и организационных преобразований. В конечном итоге, эти вложения окупаются, но на начальном этапе, компании демонстрируют спад в своей деятельности по части производительности и эффективности.

 

Из проведенных исследований становится понятно, что в такие периоды, когда общепринятые способы внедрения не работают, часть пользователей предпочитает пойти нетривиальным путем для скорейшего достижения результатов, которые ломают стереотипы и превосходят самые смелые ожидания. Эксперты собрали данные о десятках тысяч предприятий США с сотнями тысяч сотрудников. Для проверки возможностей более широкого применения роботов, были привлечены ряд организаций, которые помогли опробовать способы, условия и технологии, позволяющие добиться успеха в ряде отдельных случаев.

 

Между тем если собрать и проанализировать данные от различных поставщиков робототехники и их бизнес-клиентов, то можно охватить такие сферы деятельности, как хранение товаров, выполнение заказов, обработка посылок, комплектование наборов и приготовление пищи. Эти области связаны с предприятиями и рабочей силой, которые ежедневно принимают грузовики с продукцией на поддонах (духи, одежда, продукты питания, бытовая химия, товары для детей), разбивают их на партии, заносят в каталог, хранят, а затем сортируют и упаковывают для отправки конечному потребителю.

 

Сверка возможного и реального

 

Несмотря на все достижения в области автоматизации, технологии ее реализации все еще являются ручными. Людям приходится самим перемещать поддоны, открывать, поднимать, размещать и сканировать продукцию, управляя погрузчиками для складирования и извлечения продукции со стеллажей. Помещать их в различные емкости или сортировочные системы, доставать, осматривать, опечатывать и маркировать коробки и размещать их на грузовой транспорт. По этой причине было обнаружено, что для достижения высоких результатов в бизнесе, по-прежнему важное значение имеют хорошие кадры и качественные методики работы: сочетание рабочих процессов и автоматизации технологий, обеспечивающие повышенную надежность, позволяют менеджерам использовать персонал на более сложных работах. Простым примером, благодаря которому можно продемонстрировать совокупную ценность как методик, так и сотрудников — является движущаяся сборочная линия, где автоматические конвейеры и разделение труда позволяют производить поэтапную сборку.

 

Каждый раз, когда удается добиться рентабельности инвестиций в разумный срок, руководители вкладывают значительные средства в эффективные методики. Когда же потенциал роста оказывается не столь очевидным, то они не склонны так поступать. Но процесс изменение продукции, нужд клиентов и требований постоянно нуждается в хороших кадрах. Таким образом, были сделаны выводы, что руководители, уделяющие достаточно внимания как кадрам, так и методикам, с большей вероятностью будут поддерживать эффективность своей деятельности и пользоваться благами автоматизации.

 

Изучив систему развертывания роботов с поддержкой искусственного интеллекта (ИИ), эксперты пришли к пониманию методов автоматизации, применяемых менеджерами. От очень простых систем (например, машины, которые оборачивают поддоны с коробками в пластик) до масштабных предприятий, которые позволяют автоматизировать хранение и поиск на складах, все они в пандемию увеличили объемы заказов, повысив степень их срочности. Начиная с марта 2020 года, метод, функционирующий по принципу «включай и работай» стал более полезным, чем остальные.

 

Автоматизация по принципу «включай и работай»

 

Руководителям нужны системы относительно небольших размеров и возможностей, которые просты в подключении к источнику питания, сжатому воздуху и существующей информационно-технологической инфраструктуре. Можно быстро настроить такие системы по принципу «включи и работай» для получения оперативных результатов и в сжатые сроки перестроить их при изменении ситуации. Примеры изучаемых нами компаний включают модульные конвейеры с компьютерным управлением, автоматически управляемые средства и сортировочные машины. Их можно отправить на одном или двух поддонах и установить в течение выходных дней, используя уровень компетенции местного персонала. По мере появления новых потребностей у клиентов, компании будут стремиться удовлетворять их.

 

Любому более сложному проекту автоматизации, занимающему больше времени, места, знаний и деталей, пока не говорят категорическое «нет», потому что это замедлит усилия по удовлетворению растущего спроса. В каждой категории деятельности (перемещение товаров, их сортировка, определение направления, укладка, извлечение) системы «включи и работай» предлагают большую окупаемость инвестиций, чем крупномасштабные специальные установки.

 

Например, автоматизированные системы хранения и автоматического поиска, безусловно, могут принимать, индексировать, хранить и считывать смешанную продукцию за небольшую часть ее стоимости. На данный момент этот вариант нельзя назвать жизнеспособным, если только клиент будет иметь дело с созданием нового предприятия, но даже и в этом случае, можно активнее применять технологию «включи и работай».

 

Последнее время на рынке появляются действительно интересные и относительно недорогие системы, которые требуют обучения персонала для работы с ними, времени и серьезных улучшений, прежде чем они начнут приносить пользу. По определению это не относится к системам «включи и работай». Только очень крупные клиенты, способные вкладывать значительные средства в совместную разработку, по-прежнему делают ставку на подобные системы, но на пике спроса избегая и этого.

 

У кого доступ?

 

Поскольку автоматизация по системе «включи и работай» все еще является новинкой, она требует интенсивной поддержки для клиентов. Это изначально уменьшает сферу ее применения, так как поставщикам легче работать со знакомыми клиентами, чем с новичками. Для объединения модульных систем и поддержания их работоспособности, требуется определенная смекалка, и поставщики предоставляют более адресную поддержку с учетом данных требований. Наличие существования дополнительного сотрудника у поставщика, уделяющего внимание системе, позволяет автоматически упаковывает возвращаемый товар, устранять неполадки и налаживать связи со смежными процессами. Но прежде чем поставщик сможет обеспечить такой уровень сервиса, он должен лучше узнать потребности клиента и его «внутреннюю кухню». В новых отношениях такой глубины знаний не будет.

 

Кроме того, когда клиенты поставляют готовое технологическое решение на фоне высокого спроса, им может потребоваться немедленная доставка всех доступных устройств «включи и работай» на склады отгружаемых изделий. В результате поставщики, сообщающие о крупных продажах, пускают на ветер множество запасов, пытаясь удовлетворить текущие потребности клиентов, в то время как большая часть рынка остается без них. Все это говорит о том, что если вы не используете автоматизацию системы «включай и работай» через устоявшиеся отношения с поставщиками, вам, вероятно, будет труднее начинать сейчас работу, чем компаниям, которые развиваются уже по уже налаженной схеме.

 

Что вы не получите?

 

Было много разговоров о том, как роботы могут уберечь и сохранить здоровье рабочих, увеличив социальную дистанцию между людьми, сократив процесс ручных перемещений и внедрив «бесконтактные» технологии работы. Представить это легко: там, где раньше была очередь из сотрудников, собирающих заказанные коробки по мере их прохождения на конвейере, теперь можно поставить робота, а рабочие будут находиться на расстоянии 4-5 метров друг от друга. Или вместо того, чтобы люди испытывали трудности с дыханием из-за профилактических средств, мешающих в перемещении по зданию в течение всего дня, можно просто воспользоваться автоматически управляемым средством доставки продукта туда, куда нужно.

 

Однако, применение концепции роботизированной бесконтактной работы — это по-прежнему дело будущего. Часто технологии «включи и работай» уже используются, что позволяет воспользоваться такими их преимуществами, как эффективность, качество и аналитика. В этих случаях соблюдать необходимую социальную дистанцию не получается. А системы, не работающие по принципу «включи и работай» (системы с манипуляторами робота, потенциально способные осуществлять операции по принципу «отбора и упаковки»), пока имеют недостаточный опыт в использовании. Какая же «новая популярная технология» способна обеспечить социальную дистанцию в рамках рабочих процессов на каждом из объектов? Здесь на помощь придут подвижные перегородки из оргстекла, разработанные и установленные в течение несколько дней ремонтными бригадами.

 

Системы «включи и работай» не всегда приводят к значительному сокращению рабочей силы. До COVID-19, руководители, ответственные за эффективность ручной работы, изо всех сил пытались повысить квалификацию рядовых сотрудников. Эти работники часто могут перейти на другую работу, несмотря на повышение заработной платы, которая не имеет особого значения для их удержания на прежнем рабочем месте. Это означает, что руководителям этих предприятий непросто сохранять обученный персонал на предприятии, а также обеспечить стабильный поток продукции с отгрузочных площадок. Теперь все стало еще сложнее.

 

Таким образом, руководство по-прежнему стремится нанять хороших рядовых сотрудников, а возможности трудоустройства в отраслях, поставляющих продукцию клиентам, увеличиваются. Возросшая нестабильность условий и спроса является серьезным напоминанием этим руководителям о том, что их конечная работа – получение предсказуемых результатов для клиентов, а в категории «включи и работай» автоматические системы могут выполнять этот процесс лучше, чем люди. Нам попадались руководители, которые могли задействовать робота, на 85% быстрее и лучше человека, если это означало, что они могут рассчитывать на такую производительность. Но в целом, по-прежнему существует спрос на перспективных рядовых работников, потому что часто необходим грамотный сотрудник, способный обеспечить новый способ взаимодействия с этими роботами, проследить за выполнением работы и ускорить процесс складского учета с расчетом необходимых потребностей.

 

Движение вперед

 

В наши дни широко распространено мнение, что обеспечение необходимой автоматизации рабочего места, связанного с COVID-19, может серьезно помочь крупным организациям, у которых есть необходимые средства для вложения в этот процесс. Проведенные исследования ставят это предположение под сомнение. В настоящий момент все пытаются приспособиться, но ни у кого нет уверенности в том, какой будет новая «нормальность», и когда это может произойти. Это означает, что в краткосрочной перспективе ситуация может измениться. Рентабельность инвестиций в автоматизацию лучше всего достигать, используя технологии, которые более доступны крупным игрокам с хорошим уровнем капитализации. Но теперь у более мелких и узкоспециализированных компаний появилась возможность для оптимизации вложений в концепцию «включи и работай» по достижению разумной рентабельности инвестиций от таких систем в быстроменяющихся условиях. Крупные компании не смогут достигнуть необходимого результата, если будут продолжать работать «по старинке».

 

Компании и рядовые сотрудники пытаются найти свой место в новых возможностях автоматизации. Но здоровая экономика не зависит от нестандартного успеха немногих, в то время как большинство результата не добивается. Необходимо как можно быстрее найти редкие примеры успеха и извлечь из них уроки, чтобы каждый смог адаптироваться к новым технологиям наиболее конструктивным способом.

 

Об авторах:

Мэтт Бин (Matt Beane) — доцент кафедры управления технологиями Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и научный сотрудник Лаборатории цифровой экономики Стэнфордского университета. Эрик Бриньольфссон (Erik Brynjolfsson) — директор Лаборатории цифровой экономики в Стэнфорде и соавтор книги «Вторая эпоха машин»

22.01.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

К закрытию готовы почти 10% компаний российского малого бизнеса
Это показал опрос более пяти тысяч собственников и руководителей компаний из всех регионов страны, проведенный в начале февраля
На борьбу с пандемией в России потратили 2,86 трлн рублей
Счетная палата подготовила документ, в котором эксперты ведомства зафиксировали размер расходов бюджета РФ на преодоление кризиса, вызванного пандемией
Бизнес предложил ограничить список сайтов с бесплатным доступом
Россиянам сократят список бесплатных сайтов, убрав из него соцсети, сайты телеканалов и интернет-магазинов
Рейтинг Forbes: 30 самых дорогих компаний Рунета
Опубликован очередной рейтинг самых дорогих компаний российского интернета — больше всех в пандемию выиграли маркетплейсы и агрегаторы
Шесть принципов ESG, которые разработали в США и пытаются внедрять в России
Зачем бизнесмены сидят в Clubhouse?
Плюсы и минусы новой социальной сети с точки зрения бизнеса и расширения его маркетинговых возможностей
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo
logo